Все рубрики

Фото: Андрей Майстров

16.07.2019 | 09:56

Город, по которому хочется гулять

Москва, 16 июля - Вести.Туризм

Много лет назад, когда поездки наших соотечественников за границу были привилегией избранных, мы с рок-группой гастролировали по Германии. Помнится, в одном из маленьких немецких городков с нами случился конфуз. Директор что-то перепутал, и мы, прибыв в отель ночью, поняли, что наши номера освободятся только к утру. Оказавшись перед выбором - коротать время в креслах холла или гулять по спящим улицам предрассветного Мюльхайма, мы выбрали второе.

Отличие советских райцентров середины 80-х от бюргерского kleint stadt повергло нас в уныние, вызвав одновременно чувства восторга и зависти. Но что об этом рассказывать теперь, когда многие наши соотечественники чаще бывают в Милане и Амстердаме, чем в Твери или Кисловодске.

Без малого три десятилетия искал я в России город, по которому хочется гулять. Город, в котором ты сразу становишься своим, понимая, что ты часть его истории, где тебе близко все: улицы, храмы, дома и люди. Город, куда приезжают в гости и остаются навсегда. Теперь я нашел такой город, влюбился в него, а он, надеюсь, принял меня.

Муром, наравне с Великим Новгородом, Псковом и Смоленском, относится к тем древним городам, которые, став оплотом веры, доблести и самозабвенного труда нашего народа, собственно и представляют историческую основу великого государства, которое называется Россией. Однако сегодняшний Муром - это не только созерцание прошлого, это живое настоящее и уверенный взгляд в будущее.

Первое, а потому самое яркое и впечатляющее, знакомство с Муромом произошло у меня и моих друзей в галерее «Б 612», что на Московской улице.

Этот уютный и оригинальный творческий центр в старинном особняке создан стараниями, в недавнем прошлом, модной столичной художницы Марии Майстровой, моей дочери, которая теперь кроме как муромлянкой себя не называет. Маша, как человек творческий, постоянно находится в поиске, пишет сама, обучает живописи других, изучает историю Мурома и изобретает невероятные проекты.

Вначале Маша рассказала нам о своей галерее.

Мария Майстрова: Чаще всего разговор о Галерее начинается с вопроса о названии. «Б-612» - это астероид, на котором жил Маленький Принц из прекрасного произведения Экзюпери. Для меня это такое место, куда всегда хочется вернуться. Дом в широком смысле этого слова - воплощенная мечта, территория творчества.

Зачем в Галерею приходят люди? Кто они?

ММ: Гости очень разные, и у всех свои особые интересы. Туристы приходят, чтобы купить карту и дневник путешествия, узнать о необычных местах города, послушать о старинном купеческом доме, в котором находится Галерея, познакомиться с работами современных муромских художников. Часто приобретают картины, потому что в Муроме они значительно ниже по стоимости, чем в Москве или Питере, а по художественной ценности ничем не уступают. Муромляне приходят, чтобы увидеть новые работы своих земляков, обсудить изменения в стиле того или иного автора, подобрать что-то в свою коллекцию. (Да! В Муроме есть коллекционеры живописи!).

Около 20 детишек занимаются в галерее нейробикой, взрослые «дегустируют» искусство на специальных курсах. А часто люди заходят просто поговорить. Это для меня полная неожиданность. Не знала, что такая сфера услуг существует! Больше всего люблю, когда люди с порога говорят: «Я в этом не разбираюсь». Тут я решаю свою главную жизненную задачу: заражаю человека вирусом творчества. Для меня важно, чтобы люди хотели узнать что-то новое, открыть горизонты своих скрытых талантов.

Что такое нейробика?

ММ: Объясню очень коротко. Это занятия, нацеленные на отказ от шаблонных решений и направленные на развитие нестандартного мышления. В творческой атмосфере мы м, читаем, рисуем, лепим, играем. И каждый раз учимся что-то придумывать и изобретать.

А потом, при помощи необычной карты Мария отправляет гостей города в виртуальное путешествие по Мурому, предлагая увидеть его глазами художника, писателя и ученого, ничего не упустив из виду.

Чем отличается твое путешествие по Мурому от экскурсии или движения по путеводителю?

ММ: Во-первых, мое путешествие не для всех. Нужно быть немного авантюристом, чтобы пройти по моему маршруту. Ведь путешествие художника - это не всегда парадные входы и выметенные улицы. Во-вторых, вы путешествуете самостоятельно. То есть вынуждены лишний раз подумать, изучить карту, оглядеться повнимательнее. А это совсем не то, что идти за гидом. Но главное отличие в том, что я предлагаю гостю города стать соавтором моего рассказа, а не навязываю ему чей-то опыт. Найти в Муроме СВОЁ, запечатлеть это в дневнике и поделиться чувством с родными, друзьями и даже потомками - вот что я предлагаю сделать на этом пути.

В моем плане посещений есть и главные музеи, и монастыри, и достопримечательности, но есть и объекты, которые не включены в обычные маршруты: покинутые дома-призраки, скрытые лестницы, сомнительной устойчивости мостки над ручейками, забавные факты из жизни города...

Итак, вооружившись удивительной картой, о которой я упоминал, и дневниками путешественников, где мы могли рядом с иллюстрациями художника оставлять свои рисунки и заметки, для чего на страницах были оставлены свободные места, наша компания отправилась бродить по городу.

Друзья мои, да где ж такое видано! Прямо в центре города четыре белоснежных монастыря. Золотые и вороненные купола с крестами в просторе голубого неба. Все утопает в цветах, сказочных деревьях и кустарниках, и колокольный звон, который сливаясь с водами Оки, уплывает в неведомые дали.

Паломники приезжают, чтобы помолиться у святых мощей благоверных Петра и Февронии, святых Князей Константина и сыновей его Феодора и Михаила, преподобного Илии Муромца. В Муроме сразу становится понятно, почему удивительная история Петра и Февронии произошла именно в этом городе и почему только здешние земли могли подарить нам былинного Илью Муромца.
Центральные улицы Мурома, выстроенные в соответствии с планом Екатерины Великой, представляют собою прямые проспекты, образующие правильные геометрические фигуры. Старые дворянские и купеческие особняки, плотно примыкающие друг к другу, разделены только проходными арками, фасад каждого дома индивидуален, но все вместе они создают стройный и неповторимый архитектурный ансамбль.

Здесь днем и вечером кипит жизнь, первые этажи исторических зданий, находящиеся, к слову сказать, в прекрасном состоянии, предприниматели наполнили уютными кафе, ресторанами и магазинчиками, повсюду запахи ароматного кофе и свежей выпечки. Но что для путешественника может быть вкуснее монастырского хлеба, намазанного медом и запиваемого горячим иван-чаем? Вторые этажи и мансарды особняков облюбовали под творческие мастерские художники и ремесленники.

Отдельная история - это городской парк, спускающийся к Оке. Здесь можно без всяких декораций снимать наивное кино о счастливых советских временах середины прошлого века. Какая-то милая ностальгия охватила нас среди клумб, аллей, пирожков, мороженого, балясин набережных ограждений и простеньких аттракционов. Полноту ощущений дополнил речной трамвайчик, приплывший к нам из молодости наших мам и бабушек, причалив к дебаркадеру из старого доброго времени.

Еще одним потрясением стал для нас Муромский музей, экспозиции которого не уступают столичным. Чудом сохранившиеся иконы XV-XVI веков из местных монастырей, искусно воссозданные интерьеры дворянских и купеческих особняков, влюбленные в свое дело искусствоведы-экскурсоводы.

Рядом, в городской картинной галерее, мы своими глазами увидели то, о чем с таким трепетом нам рассказывала Маша - подлинники Брюллова, Репина, Шишкина, Саврасова и Сурикова, картины итальянских классиков Тьепло и Досси… да всего и не перечесть. Вся эта коллекция мирового значения была здесь создана благодаря семье известного ценителя искусства, археолога и мецената графа Уварова.

… Тут в моей памяти всплыл Мюльхайм, и, да простят меня немецкие друзья и коллеги, как-то он скукожился, а зависть уступила место гордости.

Андрей Майстров

Фото автора

Перейти на главную