Все рубрики

Фото: «Новое Русское Вино»

13.06.2018 | 12:06

Российский агротуризм берет начало в землях Краснодарского края

Москва, 13 июня - Вести.Туризм, Константин Исааков

На состоявшейся в Москве конференции «Новые направления туризма как фактор развития территорий в Краснодарском крае», организованной продюсерским центром «Новое Русское Вино» (Москва) и бюро «Винные Истории» (Краснодар), были обсуждены перспективы агротуризма, в целом, и винного туризма, в частности, на южных российских территориях - в Краснодарском края.

Потенциал агротуризма в России пока используется не более чем на 20%, а его доля в общем объеме туристического рынка страны не превышает 2% (для сравнения в европейских странах это 15-30%).

И все же в последние 2-3 года произошел значительный сдвиг в этой сфере: активизировался, в рамках мирового тренда, интерес потребителей, все чаще интересующихся посещением экоферм, виноделен. Появились и новые объекты, развивается сопутствующая инфраструктура. Наиболее показателен в этом плане опыт Краснодарского края, отмеченный в финале Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития регионов России 2017 года.

Старт дискуссии на конференции дало включение Краснодара онлайн: в прямом эфире перед московской аудиторией выступил министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди. Он подчеркнул, что возможности для развития аграрного туризма на юге России очень велики, а его социальная значимость неизмерима: помимо всего прочего, это еще и занятость на селе, заработок для местных жителей. Именно агротуризм позволит сделать турпоток на эти территории не сезонным, а круглогодичным.

«За последние 3 года количество объектов сельского туризма увеличилось у нас 2,5 раза, а турпоток на такие объекты вырос более чем на треть, - констатировал Христофор Константиниди. – Сегодня объекты сельского туризма – многофункциональные предприятия, которые предлагают гостям и жителям Кубани принять участие в эногастрономических и чайных турах, познакомиться с традициями и бытом народов региона, а то и побывать на экзотических фермах – страусиных, крокодиловых, устричных и улиточных».

На территории края уже более ста объектов агротуризма, а количество ежегодно посещающих их гостей близится к миллиону. Очень эффективны конкурсы на лучший аграрный туристический объект, победители которых получают гранты на дальнейшее развитие (раньше они составляли 30 тысяч рублей, но в этом году увеличились в 5 раз). Работает на Краснодарщине и Школа агротуризма: представители бизнеса изучают успешные кейсы по организации такого рода объектов. Создана Ассоциация агротуризма, которая занимается формированием реестра предприятий, работающих в этой сфере, разработкой комплексных агротуров и винных дорог, информационной поддержкой объектов туризма.

Очень важны в этом контексте и местные туристические события. Так, традиционная Кубанская агротуристическая выставка-ярмарка в последний раз собрала 80 принимающих предприятий, которые имели возможность активно интегрироваться с турфирмами. Совместно были организованы и рекламно-информационные туры по объектам. Работают на расширение информации по теме и Дни Краснодарского края, проходившие в Москве, краснодарские стенды на туристических выставках. В созданную недавно Министерством курортов региона Интерактивную карту аграрного туризма Краснодарского края вошли 70 объектов - экофермы, пасеки, сыроварни, этнопарки, винодельни.

Виноделие – это особый, очень популярный туристический сегмент. Из примерно 15 тысяч фермерских хозайств края свыше 200 выращивают и перерабатывают виноград. 24 краснодарских объекта уже вошли в Гастрономическую карту России, проект Ростуризма, они будут размещены на национальном туристическом портале RUSSIA.TRAVEL и доступны, в том числе, в мобильном приложении.

Кубань, традиционно, главный винодельческий регион страны. Более 25 тысяч гектаров здесь занимают виноградники. Круглый год туристов принимают ведущие винодельческие предприятия региона: «Лефкадия», «Фанагория», «Вилла Романов», «Кубань-Вино», «Шато де Гай-Кодзор», «Абрау-Дюрсо», «Мысхако» и другие. В последние годы появилось много малых частных виноделен и винных кооперативов - например, «Винная деревня» в районе Анапы. Есть винные хозяйства, фермы и гастрономические заведения, которые предлагают комфортный сервис и широкий выбор туристических услуг: от экскурсий и дегустаций до гостинично-ресторанного обслуживания, интерактивных программ и организации мероприятий. В 2017 году винные предприятия Кубани посетило более 270 тысяч человек.

Разработанный краснодарцами межмуниципальный региональный маршрут «Янтарная лоза» включает в себя 80 винных объектов, многие из которых посетят в рамках Гастрономического фестиваля в дни футбольного чемпионата мира гости мундиаля. Есть, кстати, среди них и маршрут для любителей пива.

На недавнем Фестивале «Античное наследие России» в рамках Перекрестного года туризма с Грецией работала и эногастрономическая площадка в в Абрау Дюрсо, собравшая всех виноделов края. К этому празднику была издана своего рода краснодарская винная антология - книга «Три чаши Диониса», а на самом фестивале происходили символические «сражения» кубанского и греческого вин. Включает в себя винные дороги и межрегиональный проект «Золотое кольцо Боспорского края» с участием Русского географического общества, охватывающий Приазовье и Причерноморье.

«В прошлом году министерством курортов края сделаны существенные шаги по развитию эногастрономического туризма, - продолжает Константиниди. – Весной мы заключили соглашение с организацией по развитию национального туризма «АгроЭкоТуризм» по участию края в проекте Ростуризма «Гастрономическая карта России». В итоге его реализации в нашем регионе, создан первый в России печатный путеводитель «Гастрономическая карта Краснодарского края», в который вошли 24 объекта эногастрономического туризма региона. Интерактивный путеводитель будет опубликован на туристическом портале региона и войдет в «Гастрономическую карту России», которая будет размещена на федерадльном портале Russia.Travel».

После выступления Христофора Константиниди в зале развернулась дискуссия о путях развития агро- и эногастрономического туризма в стране, в том числе и на опыте Краснодарского края.

«Агротуризм укрепляет местную инфраструктуру, создает новые рабочие места, формирует позитивный имидж региона и привлекает все больше туристов, преимущественно из городской среды. В результате, территория получает развитие сразу в нескольких отраслях – в сельском хозяйстве, туризме и в социо-культурной сфере, а фермер - диверсификацию бизнеса в виде нового канала продаж своего продукта и дополнительных услуг, продолжая местные традиции, укрепляя уникальность региона, – отметила Елена Порман, руководитель продюсерского центра «Новое Русское Вино».

Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько отметил, что эногастрономия с недавних пор стала в мире одной из главных мотивацией путешествий. Этому способствовало и обострение экологической ситуации на планете: потребитель все больше интересуется натуральными, природными продуктами. И туроператоры ориентированы на новые запросы потребителей.

Но российскому агротуризму, включая эногастрономическую составляющую, чтобы претендовать на стабильный поток деньги зарубежных гостей, надо формировать в этом сегменте разнообразные и очень качественные продукты. Уже есть в стране такие фермерские хозяйства, которые предлагают программы пребывания и на неделю, и даже на месяц. Но пока это редкость. Важно, чтобы продукт не выглядел однообразным, а потому не надо бояться сочетать базовую его составляющую с другими видами туризма.

В этом плане, например, Москва могла бы стать прекрасной площадкой для дегустации кухонь всех народов бывшего СССР (а они в столице, в большинстве своем, представлены), которых иностранный гость, скорее всего, не доедет. Эногастрономический туризм растет в мире на 7-8% каждый год.

И неслучайно Леонид Гелибтерман, президент Международного эногастрономического центра, остановился в своем выступлении на проблемах продвижения России на международных рынках. Пока иностранцев у нас тривиально интересуют водка и икра. А попросить вино в Краснодаре или пиво в Калининграде гостю не придет в голову. Да и найдет ли он там экскурсию с переводом?

В этом плане доказали свою эффективность практикующиеся Международным эногастрономическим центром Российские гастрономические недели. Начались они в Испании (а э то мировой лидер в теме) - в Мадриде, а затем и в Барселоне, в прошлом году был выбран Кипр, отель Four seasons в Лимассоле. Популярность региональных обедов и ужинов в программе недели была просто невероятной: больше ста человек просто не смогли на них попасть (при цене €100 евро за ужин). Прошли и мастер-классы, Кулинарный саммит. Каждый регион сделал выставку своих продуктов питания. В этом году запланировано две Российские гастрономические недели. Первая - в Греции с 22 по 7 октбря (Афины и Корфу), а вторая - с 28 ноября по 2 декабря в Токио. В «очереди» также Мексика, Индонезия, Гонконг, Узбекистан.

Выступившая от имени Ассоциации аграрного туризма Екатерина Варивода, заместитель начальника экскурсионного отдела компании «Абрау Дюрсо» отметила, что энограстрономический турпродукт должен включать в себя не только вино, а ещё и сыры, клубнику, но и, например, рыбалку, экскурсии и прогулки.

Светлана Кияшко из бюро «Винные Истории» сообщила, что сегодня 30 виноделен Краснодарского края готовы принимать туристов, регулярно организуются однодневные туры из Краснодара, а также корпоративный туры.

Светлана Ануфриенко, генеральный директор Туристической Ассоциации регионов России, пригласила собравшихся принять участие в Первой Туристской неделе регионов России, которая запланирована на 16-19 августа.

Михаил Николаев, управляющий партнер компании «Долина Лефкадии» провел дегустацию лефкадийских вин.

Компании в этом году исполнилось 10 лет, и она уже занимает заметное место на рынке. Предлагает не только вина весьма достойного качества, но и сыры, а скоро будет выпускать и колбасные изделия. Это путь к созданию территориального бренда.

Дегустации на местах, большие ивенты – все это уже проводится. Но пока не хватает внимания туроператоров. Недавно здесь начали создавать Музей Истории российского виноделия, и это будет очень привлекательный объект посещения. Наиболее ярко представляет лефкадийское виноделие марка «Каберне Фран» - в этих краях его, как выяснилось, производили еще в древности.

В винном «сопровождении» дискуссии участвовала также компания «Кубань-Вино».

Ну, а сырами к вину порадовал Джон Кописки из Владимирской области.

Здесь выпускают 19 разных сортов сыра, перерабатывается 50 тонн молока в месяц, и есть планы учетверить объемы. 20-22 июля, близ Петушков, на ферме Джона пройдет фестиваль Сырмарка.

Проводятся тут и другие ивенты с гастрономической составляющей. Есть гостевой дом премиум класса, есть хостел.

Виктор Майклсон представил на конференции российское отделение Альянса Поваров Slow Food. Его идеология – в противопоставлении натуральных, местных продуктов экспансии фаст фуда. Зародилась эта идея еще в Италии, в 1989 году. Пропагандирует чистые продукты, без химических добавок. Задача – в том числе и вернусь уважение к крестьянскому труду.

«А главное, - подчеркивает Виктор, - все, что связано с едой, должно доставлять удовольствие». На «слоу фуд» базируется и «слоу тревел»: противопоставление глобализации в туризме, полное погружение в среду, общение с местными жителями, питание там, где едят местные. Включение в местный образ жизни. Поиск нестандартных мест посещения.

Конференция показала: идей и планов в российском агро- и эногастрономическом туризме – множество. И все они уже в ближайшем будущем должны оказать заметное влияние на развитие внутреннего и въездного туризма в российских регионах.

Перейти на главную