Все рубрики

Фото: Анастасия Обуденкова

26.05.2018 | 08:09

За шляпами на Алтай. Полное погружение

Алтай, 26 мая - Вести.Туризм, Анастасия Обуденкова

Редакция Вести.Туризм продолжает следить за путешествием «безумных шляпников» Олегом Уваровым и Валерием Смолюком, которые отправились за традиционными головными уборами на Алтай, а вместе со шляпами собрали огромное количество приключений и советов, как интересно и оригинально отдохнуть в этом необычном регионе. Сегодня мы расскажем, какие места стоит посетить, если вы едете по Чуйскому тракту, что попробовать из национальных алтайских блюд, и как не застрять в снежных горах в конце мая.

День 9. Аскат и Чемал

Республика Алтай – настолько разная внутри, что лучше не останавливаться в каком-то одном месте, а поездить по нескольким поселкам и прочувствовать местный колорит и разнообразие. Тут и алтайские аилы с традиционной кухней, и деревни старообрядцев, и поселки творческой интеллигенции. Например, село Аскат, куда и заехали «безумные шляпники», объединяет в одном месте художников, музыкантов, модельеров, мастериц и специалистов по резьбе по кости и дереву. Многие специально переезжают сюда, чтобы жить среди живописных гор и при этом находиться среди таких же творческих людей. Одними из первых сюда переехала семья Головань.

Дарья Головань – художница в третьем поколении. Прямо в своем доме она организовала галерею со своими работами и картинами отца и деда. Теперь художница принимает гостей со всего мира и проводит экскурсии по выставке.

Дарья очень любит Алтай и передает образы любимых мест с помощью рисования на шелке. На картинах настолько подробно прорисованы все детали, что иногда ее не отличишь от фотографии. Этот жанр называется гипер-реализм, хотя Дарья признается, что для нее не так важно, какое определение дадут ее работам, просто хочется максимально точно передать красоту любимого Алтая.

В этом же селе «безумные шляпники» решили заглянуть в галерею «Стрела Сартакпая». В музее всего одна комната, но «застрять» там можно надолго – на каждом музыкальном инструменте можно поиграть, все попробовать.

Традиционный алтайский музыкальный инструмент – окарина – скорее похожа на необычное украшение. Это свистулька из глины с несколькими отверстиями. Окарина бывает самого разного размера и формы, начиная от маленьких кулончиков, которые легко можно повесить на шею, и заканчивая большими фигурами животных, которые с трудом можно удержать в руках. В галерее несколько десятков окарин, и на всех можно попробовать поиграть.

Есть бубны, барабаны, поющие чаши, а любители экзотики смогут даже поиграть на австралийском музыкальном инструменте диджериду.

Наигравшись на музыкальных инструментах и определив, у кого самые «трепыхательные губы» для диджериду, «безумные шляпники» отправились на остров Патмос. Свое название Патмос получил в честь одноименного греческого острова, где когда-то молился святой Иоанн Богослов.

На острове находится Иоанно-Богословский храм. Чтобы попасть туда, нужно пройти по подвесному пешеходному мосту, растянутому на высоте около 15 метров над бурлящей горной рекой Катунь. Иногда мост раскачивается, так что это еще и возможность преодолеть свои страхи для тех, кто боится высоты.

Но на этом приключения не заканчиваются – рядом с Патмосом есть пешеходная тропинка к Чемальской ГЭС. Гидроэлектростанция сегодня не используется по назначению, зато преобразовалась в одну из главных достопримечательностей республики Алтай.

По дороге на Чемальскую ГЭС открываются виды, которые просто невозможно не сфотографировать. Тропинка местами бывает достаточно узкая, возможно, поэтому ее все прозвали Козьей тропой. Именно отсюда можно увидеть слияние двух рек – Чемала и Катуни, двугорбую гору Верблюд и скалы «Ворота Сартакпая».

Бывают места, в которых хочется остаться надолго, изучить все тропинки в окрестности, побольше пообщаться с местными жителями, и Чемал как раз из таких мест на Алтае. Здесь можно провести гораздо больше, чем один день, но «безумным шляпникам» нужно двигаться дальше.

День 10. Купчегень и Чуйский тракт

Алтайские горы очень разные. Где-то суровые, скалистые, со снежными макушками, где-то спокойные, с плавными мягкими линиями и густой растительностью. В Купчегене, куда приехали «безумные шляпники» на десятый день экспедиции, горы вызывают такое чувство спокойствия и умиротворения, что не хочется никуда торопиться, возникает желание достать мольберт с красками и остаться любоваться пейзажами.

Сама природа располагает к творчеству. В 2013 году здесь появился Центр народных художественных промыслов и ремесел «Купчегень», появились люди, решившие объединить всех мастеров, обучить ремеслу молодое поколение и создавать такие вещи, ради которых сюда готовы приезжать даже из других стран.

Вот, например, седла для лошадей: приятная на ощупь кожа, стильный рисунок, удобная посадка. Все делается вручную и, что удивительно, каждая деталь, начиная от деревянной основы и заканчивая маленькими бляшками из позолоты, сделана здесь, в этих маленьких комнатках алтайского села Купчегень. Получается полный цикл производства, полностью независимый от каких-либо внешних факторов.

На этих вещах нет этикеток с продающими надписями «Hand made» и длинными красивыми описаниями, как натуральна та или иная вещь. Здесь не используют модное нынче слово «импортозамещение», не пытаются никому ничего доказать или кого-то перегнать, а просто делают то, чем занимались здесь всегда из поколения в поколение: шьют одежду из натуральной шерсти, выделывают кожу, валяют, куют, шьют, вырезают из дерева.

Шляпы здесь тоже делают, только вот выбирать их лучше заранее, так что новые экземпляры, скорее всего, «догонят» «безумных шляпников» уже в Вятских полянах и сразу приедут в музей головных уборов «Дом шляп».

«Безумные шляпники» отправились дальше по Чуйскому тракту. Дорога эта проходит практически через все крупные населенные пункты Алтая и ведет к Монголии. На пути то и дело попадаются туристические указатели или вывески о том, что за поворотом находится природный заповедник, петроглиф или памятник природы. Даже если у вас очень плотный график, как у «безумных шляпников», в такие места стоит заехать. Вот, например, место слияния двух крупных рек - Катуни и Чуи.

Из-за низких облаков горы постоянно меняются и играют новыми красками.

А вот Чуйский оленный камень, который также расположен по Чуйскому тракту. Это большой камень с изображением лица человека – воина с кинжалом, луком и серьгой в ухе. Единого мнения, для чего создавались такие камни, пока нет. По одной из гипотез их ставили как памятники известным знатным людям или воинам. Другие считают, что камни являлись частью культа Солнца. 

На скале недалеко от камня можно увидеть петроглифы – высеченные на камне изображения животных. Если приглядеться, можно насчитать более ста таких древних рисунков.

Чтобы полностью погрузиться в путешествие по Алтаю, стоит попробовать национальную кухню. Главные продукты здесь, как и у других кочевых народов, - это мясо и молоко.  Самое известное блюдо – кан – это кровяная колбаса. На первое предлагают шурпу или кочо – мясной суп с крупой. А вот чай на Алтае – особое блюдо. В чай часто добавляют талкан, молоко, масло – получается что-то вроде нашей каши, которой можно вполне наесться. Но больше всего «безумным шляпникам» запомнился сыр, который они попробовали в придорожном кафе.  А если точнее, то попытались попробовать – сыр оказался настолько твердым, что раскусить его так и не удалось, осталось только взять с собой в качестве сувенира.

День 11. Перевал и экстремальная ночевка в горах

Особенность экспедиций Hat Master – это сочетание продуманного плана с полной импровизацией в выборе мест для ночевок и открытость тому, что встречается на пути. Возвращаясь из Улагана в сторону Акташа, путешественники заметили необычное место с флагами, разными штуками, прилепленными на домики, и старыми автомобилями. По атмосфере место очень напомнило известный район в Вильнюсе – Ужупис – творческий хаос, от которого не знаешь, что ждать, но который с любопытством рассматриваешь. «Безумные шляпники» заехали на огонек, и тут же их встретил хозяин и создатель этого необычного места – Валентин или, как его здесь называют, Михалыч.

Валентин называет свои владения «Заставой», принимает более двух тысяч туристов в год и каждое утро, не зависимо от погоды, под звонкий лай собак и громкое пение поднимает флаги.

А еще у него есть козы, которые откликаются на команду: «Козы, ко мне!», пирамида Тэнгриар, огромная коллекция старых вещей и множество самых разных шляп, подвешенных к потолку. Для наших «охотников за шляпами» Валентин тоже нашел два головных убора – шлем пожарного и козью шапку. В этом месте принято дарить подарки – у Валентина все комнаты завешены подписанными предметами от прошлых гостей – тут и футболки, и часы, и даже ползунки от останавливавшихся в «Заставе» семей с детьми. «Безумные шляпники» оставили в подарок кружку и фляжку Hat Master.

Место находится на перевале возле Улаганских озер, так что даже в мае может быть достаточно холодно. Так, 25 мая, путешественников чуть не завалило снегом – проснувшись утром, «охотники за шляпами» обнаружили, что дорогу начинает заметать и есть риск застрять здесь надолго.

Никакая связь в «Заставе» тоже не ловит, так что, не завтракая, путешественники спешно покинули это необычное место, чтобы не оказаться в снежном плену. Дорога еще не успела замерзнуть, и «безумные шляпники» благополучно выбрались и снова попали из морозной зимы в раннюю весну.

Путешествуя в горах, достаточно просто перемещаться между временами года – когда внизу все расцвело и яркие краски на фотографиях получаются без фильтров и фотошопа, вверху природа по-прежнему спит и вокруг все смотрится мрачно и серо.

Возвращаясь обратно по Чуйскому тракту, путешественники заехали посмотреть петроглифы Калбак-Таш. Это древнее святилище, где на камнях до сих пор сохранились сотни рисунков: фигуры людей, зверей, знаки, углубления от чаш и рук.

Петроглифы относятся к разным периодам – тут и совсем древние, эпохи позднего неолита (кон. V -IV тыс. до н.э.), и более поздние, относящиеся к периоду средневековья. Это место всегда считалось местом силы – сюда приходили и приходят попросить о самом главном, а если желание сбываются, возвращаются и повязывают на дерево белую ленточку. Все ветки рядом с петроглифами завешены белыми ленточками.

Среди изображений на камне часто встречается марал. На Алтае это священное животное, которое очень ценят. Сейчас на территории республики можно встретить большие мараловые хозяйства, где благородных оленей специально разводят, чтобы получить панты.

Панты – молодые, еще не окостеневшие рока марала, которые содержат большое количество полезных веществ и потом используются для приготовления пантовых ванн. Настоящие пантовые ванны можно попробовать с мая по август, так как именно в это время у маралов срезают рога. Такая процедура стоит около полутора тысяч рублей за 15-минутный сеанс.

Перейти на главную