Все рубрики

Фото: Анастасия Обуденкова

22.05.2018 | 08:19

За шляпами на Алтай. Необычные люди и их истории

Алтай, 22 мая - Вести.Туризм, Анастасия Обуденкова

Редакция Вести.Туризм продолжает следить за приключениями двух «безумных шляпников» на Алтае в автоэкспедиции HatMaster. Путешествия – это не только музеи и знаковые места в путеводителях. Это, прежде всего, люди, которые встречаются в пути. Участники экспедиции встретились с необычными и яркими людьми Алтая, узнали, чем они живут и какие головные уборы носят.

День 5. Барнаул

Барнаул – это город, с которого, как правило, начинается большинство путешествий в Алтайские горы. Удобный аэропорт, железнодорожный вокзал – это своего рода ворота на Алтай. А если вы путешествуете на машине, как и «безумные шляпники», то в этот город обязательно стоит заехать.

Особенность экспедиции HatMaster – всегда выбирать нестандартные и необычные места для посещения. И первое, куда решили отправиться «безумные шляпники» в Барнауле – это Горная аптека, одно из старинных зданий города. В 18-19 веках это место было центром общественной жизни: Барнаул изначально строился как горнозаводский город, здесь всегда была развита промышленность и сотрудникам, работающим на вредных производствах, необходимо было качественное лечение. Так и появилась Горная аптека.

Чего тут только не было: целебные травы,  различные мази, восковая моль и даже жир кита на спирту! Многие баночки до сих пор запечатаны и дожидаются, когда их можно будет отправить в лабораторию на анализ.

В то время считалось, что седина – это болезнь от вина и стрессов, и врачи рекомендовали своим пациентам массажировать голову и больше бывать на солнце. За столько лет в медицине многое изменилось, но в старинной горной аптеке до сих пор можно найти, как и чем лечились люди в то время, проследить по болезням жителей, как жил город.

Музей находится в старом здании, но сделан очень современно и стильно, рядом есть лавка с алтайскими травами, чаями, кремами, мазями и другими сувенирами, которые можно взять для подарков друзьям.

Если Горная аптека – это все-таки очень популярное место среди туристов, то о следующей точке маршрута «безумных шляпников» не написано ни в одном путеводителе. В Барнауле есть мастера, которые сами изготавливают необычные музыкальные инструменты – глюкофоны. Именно к ним, в йога-центр, и отправились участники экспедиции HatMaster.

Анна Ковалева, создатель мастерской глюкофонов «Небо», предложила попробовать понять себя через голос и звук – Анна занимается горловым пением, как-то раз проснулась и поняла, что ей хочется издавать непонятные и иногда даже странные  звуки, потом стала интересоваться этим профессионально и узнала, как через голос раскрывать себя.

- Нас учат исполнять чужие произведения, повторять чужие партии, и редко оставляют место для импровизации. А ведь каждый человек может зазвучать, услышать ту музыку, которая есть внутри него, и поделиться ей с другими, - делится Анна.

Настроиться на нужную волну помогает глюкофон – необычный музыкальный инструмент из стали, сделанный, как правило, из газового баллона. Играть на глюкофоне может даже ребенок, ведь ноты подобраны так, что практически любая комбинация звучит гармонично и сфальшивить невозможно.

Один из таких глюкофонов «безумные шляпники» взяли в музей головных уборов в Вятских полянах. Там уже есть бубен от красноярского шамана, после удара по которому в Вятских полянах, по словам экскурсоводов, начинает идти дождь.

После Барнаула путешественники отправились в Бийск. Дорога проходит по Чуйскому тракту. Сейчас этот маршрут очень популярен среди туристов – именно он и ведет в горы.

День 6 Бийск

Обычно все туристы, приезжающие в Бийск, посещают музей Чуйского тракта, который находится в самом центре города. Но в этот день музей был закрыт в преддверии акции «Ночь в музее», так что «безумные шляпники» решили пойти другим путем и узнать, где в городе находятся самые интересные шляпы.

Бийск оказался довольно «шляпным» городом – даже В.И. Ленин здесь стремительно смотрит в светлое будущее, надев шапку-ушанку. Это один из немногих памятников, где вождь мирового пролетариата изображен в зимнем головном уборе.

Зимы на Алтае довольно холодные, так что шапка здесь довольно важная вещь, без которой не обойтись. Именно этот символ решили взять за основу туристического сувенира Алтая и сделать маленькие голубые вязаные шапочки со специальным магнитом «Алтайская зимовка». Сувенир настолько полюбился туристам, что вмиг разошелся и занял первое место в номинации «Сувенир события». Самый первый экземпляр, единственный, который остался после фестиваля, и подарили «безумным шляпникам» для музея  головных уборов в Вятских полянах. Так что эта миниатюрная шапочка стала пятым экземпляром, добытым «охотниками за шляпами» в экспедиции.

После Бийска экспедиции отправилась в Белокуриху – главный курорт Алтайского края. По дороге путешественников привлек указатель на музей Михаила Евдокимова – известного советского и российского юмориста, актера, телеведущего, а потом и четвертого губернатора Алтайского края. Именно в этих местах, в селе Солоновка на Чуйском тракте, и жил Михаил Сергеевич. В музее собраны его личные вещи, а экскурсоводы рассказывают так, как говорили бы про хорошего и дорогого друга. В деревне практически все были знакомы с Михаилом Евдокимовым, очень его любили и до сих пор очень гордятся своим земляком. Узнав о музее головных уборов в Вятских полянах, сотрудники музея сказали, что постараются найти какую-нибудь шапку, которую носил Михаил Сергеевич, и передать для музея. Так что, возможно, коллекция «безумных шляпников» на обратном пути еще пополнится таким интересным экспонатом.

В Белокурихе внезапно поднялся сильный ветер со снегом, и запланированные прогулки по эко-тропам пришлось отложить, зато «безумных шляпников» очень тепло встретила кузнец Алла Билецкая. Он рассказала нам, как выбрала такую необычную для женщины профессию, и показала свои работы.

А вечером путешественников ждала первая встреча с шаманом, который стал очень популярен среди туристов. Артем Игнатенко представляется как президент алтайской общественной организации "Союз национальных культур Алтая", пишет картины, может говорить без остановки и с удовольствием принимает туристов. В 2013 году он создал этнопарк «Легенда» в селе Полеводка – по словам Артема, он нашел здесь старую бутылку с водкой, зарытую в землю, это и стало знаком того, что место необычное и энергетически подходящее для открытия новой достопримечательности. На территории парка установлена «Золотая баба» - хранительница Алтая. По одной из легенд коренных жителей, эта женщина была старейшей и мудрейшей в народе динов, помогла им спастись во время 40-дневного потопа, который обрушили на землю боги, и те в благодарность отлили ее статую из собственных золотых украшений.

Есть на территории и семейный пантеон славянских богов. Восемь идолов по парам стоят по кругу. По словам шамана, место дает силу и несет мощную энергетику.

- Все должно быть в паре – в этом и есть гармония. Главное – это семья, следование традициям, а в современном обществе часто забывают, отсюда и все беды, - считает Артем.

На Алтае жители стремятся к тому, чтобы все делилось на два: в магазине стараются брать четное число продуктов, на чаепитии выпивать четное количество кружек чая (такое правило касается только замужних женщин и женатых мужчин). Даже кисточки на традиционном алтайском головном уборе всегда стараются пришивать по две – чтобы семья была больше и крепче. «Охотники за шляпами» уже приметили место, где найти такие шапки, и отправятся туда завтра.

День 7. Горно-Алтайск

Огромный зеленый луг, где-то вдали виднеются горы и небольшие поселки с вьющимися струйками дыма, и прямо посередине поля – памятник Василию Макаровичу Шукшину, задумчиво смотрящему на все эти бескрайние просторы. Василий Макарович жил, учился и работал здесь, на Алтае, в небольшом селе Сростки. И, конечно, «безумные шляпники» не смогли пройти мимо такого места.

Недалеко от памятника есть музей, расположенный в здании бывшей школы, где учился и работал Василий Макарович. Проходя по классам, как будто бы движешься по периодам жизни известного кинорежиссера, актера и писателя – вот школьные парты и доска, оценки, тройка по русскому языку, вот уже вступительная работа во ВГИК «Киты, или о том, как мы приобщались к искусству», благодаря которой Василий Макарович начал профессионально изучать режиссуру  и переехал в столицу. В музее показывают фрагменты фильмов, в которых снимался В.М. Шукшин, а каждый год в конце июля устраивают «Шукшинские чтения» и в маленькое село Сростки съезжаются известные актеры и режиссеры со всей России.

Сростки находятся недалеко от границы с республикой Алтай, и уже совсем скоро «безумные шляпники» достигли заветной цели.

На въезде в республику путешественников встречает турист с фотоаппаратом и рюкзаком. И тоже в шляпе!

Главный музей в республике Алтай – это Национальный музей имени А.В. Анохина. Три огромных этажа с традиционными алтайскими костюмами, предметами быта, археологическими находками, чучелами животных, работами местных художников и своей библиотекой. Но самый известный экспонат музея хранится в подвале – это «Принцесса Укок», возраст которой насчитывает более двух тысяч лет! Принцессой ее прозвали в народе, и сейчас установить, кем была эта 25-летняя женщина из V-III века до нашей эры, практически невозможно. Мумию показывают посетителям по специальному расписанию, только в первой половине дня, так что познакомиться с «Принцессой Укок» «безумным шляпникам» так и не удалось.

Обычный турист, посетив музей, скорее всего, отправится дальше в горы и посчитает, что уже посетил все достопримечательности Горно-Алтайска. Но наши «безумные шляпники» как всегда пошли оригинальным путем и нашли такие истории, которых нет в путеводителях.

Таракай – это алтайский художник, о котором здесь знает каждый. У него нет ни специального художественного образования, ни знаний искусствоведческих терминов, но то, что выходит из его пера, вызывает только восхищенное удивление – как он это делает?

Множество маленьких, тщательно проработанных деталей, знаки и символы, - такие картины можно разглядывать очень долго. И еще удивительнее поверить, что все это делается без какого-либо наброска или черновика – быстро и сразу.

-Да это же несложно, я просто беру и рисую то, что ведет рука. Я и сам не знаю, что в итоге получится, я рисую собственные заблуждения об Алтае, - улыбается Таракай.

По словам художника, сюжеты для картин ему подсказывают духи. Точнее, он просто передает то, что видит, и воплощает свою реальность на бумаге.

Биография у художника такая же необычная, как и творчество – немного поработав после выпуска из детского дома, Николай Чепоков, он же Таракай, пошел странствовать по Алтаю, за жилье и еду расплачивался сказками и вел бродячую жизнь. Кстати, Таракай – это как раз и значит «бродяга». Раньше художник ходил в огромной широкополой шляпе, которая и служила ему крышей и домом, но сейчас шляпа потерялась. Тем не менее, «безумных шляпников» он сразу принял за своих и подарил набор открыток со своими рисунками, а потом еще напоил чаем.

Угощать гостей чаем – это важная традиция на Алтае. Так что если вы оказались у алтайца дома, вас встретят так, как будто бы ждали именно вас. Так что когда «безумные шляпники» пришли к мастеру, которая занимается изготовлением традиционных головных уборов, Марии Меркетовой, еле вылезли из-за стола – настолько гостеприимно хозяйка предлагала все попробовать.

Мария раньше работала учителем биологии в школе, но всегда очень любила шить и теперь занимается созданием алтайских традиционных головных уборов. В быту такие шапки алтайцы не носят, но охотно берут для свадеб и торжественных событий. Интересно, что на Алтае мужчины и женщины носят одинаковые шапки, так что сказать, где мужская шапка, а где женская, часто оказывается невозможно. Шапки делают из передних лапок лисы. Более богатые могут заказать шапку из выдры, хотя в последнее время это мало пользуется спросом. Шапки без меха, как правило, предназначалась для более бедных. Сейчас такие шапки заказывают в основном старики, которые готовятся отправиться в свой последний путь, и называют это «шапка для возвращения человека домой». К шапке всегда прикрепляются разноцветные кисточки – это символ родственников. Чем больше нитей, тем крепче семья.

«Безумные шляпники» обзавелись двумя традиционными алтайскими шапками и повезут их в единственный в России музей «Дом шляп» в Вятских полянах».

День 8

День оказался самым богатым на новые приобретения – «безумные шляпники» нашли сразу шесть необычных головных уборов! Поиски начались с этногалереи «Энчи», что в переводе на русский язык значит «Наследие». Помимо традиционных алтайских шапок на меху здесь представлены войлочные шапки или, как их называют по-тюркски, шапки из кошмы. Кстати, шапка называется шапкой тоже неслучайно: по-тюркски «шап» означает «закрой», так что произнося слово «шапка» мы как будто бы говорим «закрой-ка».

Свою помощь в «охоте за шляпами» предложил местный житель и владелец турагентства  Мерген Муклаев. Мерген показал «безумным шляпникам» коллекции из костюмерной в Национальном театре республики Алтай, а также дал советы по дальнейшему маршруту.

Знакомиться с городом можно не только через музеи и центральные улицы. Лучше всего начинаешь понимать место, когда пообщаешься с известными людьми, которые здесь прожили. В Горно-Алтайске родился и провел все детство известный актер, заслуженный артист России Ногон Шумаров. Сейчас Ногон вернулся на свою Родину и «безумным шляпникам» удалось с ним встреться. В коллекции актера десятки разных шляп.

- Шляпу поменять проще, чем костюм. Берешь новый головной убор – и уже совсем другой образ, - делится секретом перевоплощения Ногон Шумаров.

Теперь в коллекции музея «Дом шляп» в Вятских полянах появятся два головных убора от Ногона Шумарова – это шапка беркутчи, которую актер приобрел в Монголии, и традиционный головной убор из кошмы.

Еще четыре алтайских головных убора для музея «безумные шляпники» нашли у местной мастерицы Кемине Сатуновой. Это три разноцветные острые шапки для женщин и мужская тюбетейка.

С новыми находками путешественники отправились дальше в горы – к реке Катунь, скалам и новым приключениям.

Перейти на главную