Все рубрики

Петр Вильямс. «Хлопок» (1942 год)

12.12.2017 | 00:03

Мифы и реалии Петра Вильямса и Александры Коноваловой

Москва, 12 декабря - Вести.Туризм

Завтра, 13 декабря, в 19:00 в Музее АРТ4 (Хлыновский тупик, дом 4) открывается выставка «И свет на сцену / Петр Вильямс и Александра Коновалова» из коллекции галериста, искусствоведа и исследователя Любови Агафоновой. Этот выставочный проект представляют Музей АРТ4 и галерея «Веллум».

Любовь Агафонова уже второе десятилетие возвращает в центр художественного и научного интереса, а также широкому зрителю имена замечательных русских авторов, чье творчество еще ждет подлинного признания. Герои выставки «И свет на сцену / Петр Вильямс и Александра Коновалова» – художники с очень разными судьбами, работавшие в России в самые сложные годы ХХ века и, несмотря на это, умевшие передавать в своем творчестве радость бытия и красоту природы, повседневной жизни. На выставке представлено более 30 работ этих двух авторов, что позволит в полной мере оценить их дарования и особенности мировосприятия.

Расцвет символизма в российском искусстве связан с именами Михаила Врубеля и Александра Бенуа, Вячеслава Иванова и Анны Ахматовой, Вацлава Нижинского и Иды Рубинштейн. Но в это же самое время в стране работали и другие удивительные художники, не столь активно участвовавшие в выставочной деятельности, не входившие в объединения и группы, однако создававшие при этом произведения не меньшей художественной силы.

Среди таких художников – Александра Сергеевна Коновалова. Она родилась в Москве в 1889 году. Под влиянием поэтических настроений и суфражистских стремлений к самостоятельности, 14-летней барышней в 1903 году поступила в Строгановское училище. В 1906 году училище временно было закрыто, и Коновалова с товарищами уехала в Париж, где пробыла около года, посещая студию Colarossi, развивая художественный вкус в залах Лувра и черпая вдохновение в кафе на холмах Монмартра.

«В первую очередь, огромное влияние на творчество Коноваловой, конечно же, оказал Михаил Врубель… - его мифотворчество, культ удивительного, балансировавшего на грани яви и сна», – считает искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум». Врубель – не единственный мастер, чье «присутствие» чувствуется в графике Коноваловой. Художница была заворожена усадебными грезами Виктора Борисова-Мусатова. Акварели Коноваловой рождены русским символизмом и стали его подлинным олицетворением: задумчивые прекрасные дамы, одетые в платья ушедших эпох; усадьбы, где благоухают заросли цветущих весенних кустов – все это вдохновляло не только Борисова-Мусатова и Коновалову, но и многих других авторов того времени.

Александра Коновалова пережила все бедствия Гражданской войны на Украине, и после убийства Сергея Кирова в 1934 году переехала (по другим данным – была выслана) на Чукотку, где одной из первых в СССР обратилась к изображению жизни оленеводов и шаманов Крайнего Севера.

Петр Вильямс (1902-1947) - сын американского инженера-мостовика, приглашенного на работу в Россию еще в XIX веке, трижды лауреат Сталинской премии, сегодня известен, в первую очередь, как художник и сценограф, оформивший классические постановки Большого театра. В 1919—1924 годах он учился во ВХУТЕМАСе у таких мастеров, как Василий Кандинский, Илья Машков, Константин Коровин, Давид Штеренберг.

С 1929 года работал в качестве театрального художника, создавая неповторимые образы спектаклей театра Вахтангова, Станиславского и Немировича-Данченко. С 1941 года Петр Вильямс – главный художник Большого театра. Во время войны к списку оформленных им постановок добавляются спектакли балетной труппы НКВД, для гастролей которой по прифронтовым территориям были созданы панно с жизнерадостными мотивами природы; панно, посвященные союзным республикам, или революционной, ленинской тематике.

Часть этих работ была утрачена во время войны, некоторые сохранились в фондах Бахрушинского музея. Произведения из этой серии из собрания Любови Агафоновой демонстрируются впервые.

Перейти на главную