Все рубрики

Фото: Елена Ушакова

06.12.2017 | 00:00

Туристическое Подмосковье: творческим экспериментам – зеленый свет!

Москва, 6 декабря - Вести.Туризм

Презентации Московской области как лидера событийного туризма по итогам завершающегося года была посвящена пресс-конференция, которая состоялась вчера в Центральном Доме журналиста.

Пресс-конференция стала частью проходящих в декабре по инициативе года Национальной ассоциации специалистов событийного туризма (НАСТ) Федеральных информационных дней «Событийный туризм в России», посвященных запуску Национальной программы развития событийного туризма. По итогам Первого Национального рейтинга развития событийного туризма России, подведенным на международном туристическом Форуме «Отдых», Московская область была названа победителем.

Главный приз Рейтинга вчера вручил Оксане Косыревой, министру культуры Московской области, под аплодисменты собравшихся в ЦДЖ представителей СМИ Олег Алексеев, президент Национальной Ассоциации специалистов событийного туризма, председатель Попечительского совета Национального рейтинга развития событийного туризма России.

Кстати, на VI Санкт-Петербургском Международном культурном форуме Министерство культуры Московской области также заняло первое место по темпам развития туризма в стране. Московская область удостоена награды «За инновационное развитие региона».

О том, как и почему столь стремительно были достигнуты эти лидерские позиции, рассказала Оксана Косарева. Еще несколько лет назад Московская область, исторически отнюдь не обделенная и культурной традицией, и объектами показа, связанными с яркими историческими именами, и народными промыслами, напоминала, тем не менее, спящую красавицу, о красоте которой догадывались совсем не многие. Хотя при этом, например, изделия подмосковных умельцев – от гжели до дулевского фарфора – наверняка были в каждом доме.

Современные технологии продвижения, грамотная работа организаторов туризма и туркомпаний в корне изменили в последние годы туристический имидж Подмосковья. А главное, к местным властям стали смело обращаться люди с интересными идеями и проектами, в том числе и в области событийного туризма – и они были поддержаны! И вот сегодня, скажем, в Клину, который традиционного ассоциируется с личностью гения музыки Чайковского, проходят за год, помимо Фестиваля классической музыки, еще 6 тысяч самых разных событий. Это ли не показательно?

Игорь Каверзин, вице-президент Национальной Ассоциации специалистов событийного туризма, президент Национального рейтинга развития событийного туризма, подчеркнул в своем выступления, что все креативные идеи подмосковных организаторов туризма и туристических событий будут органично интегрированы в стартующий в будущем году проект «Гостеприимная Россия».

Первым опытом систематизации туристических событий должна стать и Национальная программа событийного туризма с единой системой классификации и сертификации. В ней следует выделить четыре контура: контур мониторинга и оценки («первой ласточкой» был в 2017 году РЕКОН – рейтинг исторических реконструкций, а затем и Национальный рейтинг развития событийного туризма, следующий этап которого начнется 1 марта); контур образования (Образовательный форум «Событийная Россия», первый всероссийский хакатон по тревел-журналистике); контур консалтинга и формирования системы (в нем решаются методические вопросы, сертифицируются события и площадки для них) и контур продвижения (это внедрение событийных паспортов территорий, способов интеграции туристических событий в туроператорские продукты).

И именно Подмосковье предоставляет идеальные возможности для обкатки, внедрения всех этих методических и организационных новаций: область открыта к любым творческим экспериментам. Каждый из городов Московской области – это ныне уникальный бренд, а порой и не один: раньше Дмитров вспоминали в связи с уникальным Кремлем, а теперь еще и в связи с дмитровским пряником.

Что интересно, и на это обратил внимание собравшихся Олег Алексеев, у каждого нового бренда в этих краях – свой праздник, свои сувениры, подчас гастрономические: Золотой кабачок, Золотая тыква, Русский холодец, Вар-Варенье.

В каждом случае это – и событие, и изделия, и, кстати, лакомства, кушанья, многие из которых гостям довелось попробовать после официальной части. Свои презентации представили также Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского, Музей-заповедник «Дмитровский кремль», ООО «Коломенская пастила», Этнопарк «Кочевник».

Последний, кстати, представляется ярким примером того, как идеи и креатив энтузиастов поддержали областная и районная власти: начинался проект с темы кочевых народов. А теперь вот на подходе новые идеи: в Сергиевом Посаде создается классическая русская деревня времен Сергия Радонежского, есть мысль реконструировать деревянную Лавру, которую сожгли в XV веке, создать Парк народов России.

В свое время поделился с областным начальством собственными проектами блогер Вадим Розумов: он до этого лет 10 выпускал блог по старинным российским усадьбам, а в Подмосковье-то таких усадеб – около 300. И блогер был поддержан. Создали общими усилиями (завлекли в дело пригородную железнодорожную компанию) «Усадебный экспресс» с продуманным маршрутом, мастер-классами, концертами, гастрономией. В этом году такая необычная электричка с туристами охватила в рамках 20 маршрутов уже 28 усадеб. А пассажиров было больше двух тысяч. Заработали и проекты «Экоэлектричка», «Промпоезд».

Когда событий много, их важно, во-первых, дифференцировать: эти интересны заезжим гостям, а те – только местным жителям. А во-вторых, надо грамотно распределить информацию о них. Как это делается в Московской области, разъяснил Даниил Коломийчук, редактор портала «Путеводитель по Московской области», в котором, с одной стороны, есть «Афиша Подмосковья», а с другой – «Пульс Подмосковья», и у них разные адресаты.

Потенциалу Подмосковья еще предстоит широко реализоваться, подчеркнул Олег Алексеев. Резервы есть. Скажем, дачники – они ведь вовсе не круглыми сутками копаются в грядках: им и посмотреть что-то новое хочется.

Или детский туризм, подхватила эту мысль Оксана Косарева: детей надо сегодня приучать к путешествиям по родным местам, в этом – завтрашний день внутреннего туризма.

Конечно, далеко еще не во всех подмосковных городах есть пока качественная отельная база. Но областные власти поддерживают инвесторов, компенсируя им часть расходов на коммуникации. Потому что видят в этом пользу для территории. Как, впрочем, и для бюджета: только в 21016 году налоги от гостиничного сектора принесли в бюджет области 16 миллионов рублей.

В завершении пресс-конференции было подписано Соглашение о сотрудничестве между Национальной Ассоциацией специалистов событийного туризма и Министерством культуры Московской области.

Перейти на главную