Все рубрики

Фото: Константин Исааков

05.12.2017 | 00:04

«Золотые купола»: промышленный туризм – наше будущее

Москва, 5 декабря - Вести.Туризм

Теоремы и реальность

Мы познакомились на одной из конференций по промышленному туризму, проходившей не так давно в областном центре. Сама конференция тогда, признаться, вызвала у меня некоторое недоумение: обсуждая проблемы промышленного туризма (он нынче в официальном тренде), мы как-то не очень понимаем, что именно включает в себя этот термин. Производство сувениров в качестве элемента туристического продвижения территории и магазин при нем – это объект промышленного туризма? Безусловно. А отдельно стоящий на городской улице, в километре от этого производства магазин тех же сувениров – уже нет? В промышленный туризм с легкостью включают туризм гастрономический и даже агротуризм. Но в ресторане ведь тоже изготавливают те или иные блюда, продукты питания. Тогда и это – промышленный туризм? Что-то я сомневаюсь. Вот такая пока не решенная теорема.

Словом, нашим туристическим идеологам еще предстоит разобраться с термином. Так думал я, когда меня познакомили с приехавшими на эту конференцию из Покрова представителями ювелирного завода «Золотые купола». Оказалось, здесь уже третий год вполне себе происходит тот самый, пока до конца не сформулированный теоретиками промышленный туризм: по цехам, где производится уникальная (в этом мне еще предстояло убедиться) ювелирная продукция, водят экскурсии – взрослых и школьников, группы и случайно забредших одиночек.

И так тут почувствовали вкус к этому делу, что, говорят, создали специальное подразделение, обучили гидов, составили программу. Провели даже как-то социальный эксперимент: большую группу экскурсантов разделили на две. Первую часть сразу же отправили в магазин при заводе (а уже оттуда – смотреть, как все производится), вторую же повели по цехам, по всем этапам изготовления изделий и только потом – к прилавкам. Так вот, вторая группа купила украшений в разы больше, чем первая.

Само предприятие, как оказалось, совсем еще в «юношеском» возрасте: в 2000 году его открыл в Покрове Владимирской области бывший военный летчик Михаил Пяташов. 17 лет назад это была лишь арендуемая комнатка с двумя мастерами. А теперь тут 250 профессионалов-ювелиров, которые используя, а порой и изобретая современные технологии, производят ежегодно сотни тысяч изделий из драгметаллов.

Познакомившись с таким бэкграундом, грех было не съездить в Покров, куда электричка с Курского вокзала домчала меня часа за два. Ну, а если туристическим автобусом, в группе, от турфирмы? – прикидывал я по пути. Это ведь куда удобнее. Да и в Покрове наверняка еще есть что показать даже в рамках того самого промышленного туризма: сразу приходила на память известная с советских времен здешняя шоколадная фабрика. Позже я узнаю: такие туры одного дня по объектам недалекого от Москвы до Покрова действительно проводятся.

Украшения из золота и серебра со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, со стильным дизайном — согласитесь, все это у большинства из нас ассоциируется, скорее, с раскрученными московскими брендами, торговые точки которых заполнили Арбат, другие «центровые» столичные районы. Маленький Покров, название «Золотые купола», стандартное многоэтажное здание, мимо которого можно много раз проехать по трассе и не всегда заметить вывеску – разве таковы наши ориентиры, когда мы хотим купить любимой девушке колечко или заказать что-то изысканное к значимому событию в жизни уважаемого человека, компании? Нет, мы, как правило, идем в тот самый брендовый магазин и приобретаем нечто вроде приглянувшееся. Не слишком внимательно вглядываясь в ярлычок, на котором, нет, не сверху, где название бренда, а внизу, меленько написано: сделано в Китае или в Турции. А вы и не догадывались, что это – обычная практика самых крутых отечественных ювелиров: закупать большую часть изделий подешевке в Китае или в Турции – и затем продавать под своим брендом? Законом ведь такое не возбраняется. Свое немассовое производство тоже, конечно, у каждого «крутого» бренда есть, но развивать его ох как хлопотно (и в этом я впоследствии убедился в Покрове). Проще – перекупить готовый, пусть не всегда супер-качественный – средний потребитель не разберется! – товар.

«Золотые купола» продают только то, что производят сами. Это и есть то самое импортозамещение, та самая продукция отечественного производителя, о которых мы много говорим, но для поддержки которых пока очень немного делаем в масштабах страны.

Путь к причалу

Мы разговариваем с генеральным директором предприятия Михаилом Пяташовым уже второй час. Подкупает с первых минут общения в Михаиле Егоровиче его эмоциональность, открытость, заинтересованность и внимание к каждой вроде бы мелочи, связанной с его заводом. Вот таких бы хозяев своего дела побольше в России – глядишь, и бизнес, малый и средний, стал бы в ней системоообразующим явлением, а не красивым лозунгом в начальственных речах.

«Когда все это начиналось, – вспоминает Пяташов, – у меня в кармане была сумма, эквивалентная 4 тысячам долларов. Вы же понимаете, это очень немного для, как бы сейчас сказали, стартапа. В 1998 году была расформирована эскадрилья, в которой я служил. Предлагался в гражданские авиакомпании: пилот 1-го класса, есть международный сертификат. Но тогда и там шли сплошные сокращения. Пытался развивать малую авиацию в народном хозяйстве, составил даже бизнес-план с рентабельностью до тысячи процентов. Но законодательной базы в России для этого, как оказалось не было (нет и по сей день)».

Надо было искать точку приложения сил. Сначала пробовал торговать ювелиркой вместе с братом, а потом занялся этим самостоятельно. Но постепенно пришел к тому, что продавать надо то, что производишь сам. Принял решение открыть ювелирное производство в Покрове. И сразу – проблема кадров. Посадил двух мастеров, которые имели хоть какое-то отношение к ювелирке: умели паять. Закупил первые штампы. Вскоре, однако, понял: прибыли при таких маленьких объемах не будет никогда. Надо, чтобы хоть человека четыре работало, а это уже аренда не 25-метровой комнатки, гораздо больше надо денег вкладывать. Продавал тогда всю произведенную продукцию сам: ездил по торговым точкам, по стране.

Осваивал новые технологии. Тоже сам. Сначала во всех процессах разбирался – своими руками. Учился и учил других. Садился на каждое рабочее место, осваивал каждый процесс. Удивлялся: ведь тут неудобно, там неудобно – надо что-то в технологии менять! Надо сделать, чтобы мастеру было удобно, в радость работать. Ведь любая мелочь даст эффект: и в объемах, и в качестве выработки.

Здание площадь 2500 квадратных метров, в котором ныне располагается завод, стояло в виде голых стен в Покрове до этого много лет – классический недострой. Долго пришлось торговаться с прежними владельцами, но все-таки выкупил. Но ведь нет коммуникаций! Добиваться их подведения от города – это могло затянуться на годы. Сделали свои, автономные. Здесь, на центральной улице города и «причалили».

Проблем свалилось сразу невыразимо много: засыпал и просыпался с одной мыслью: как быть? О некоторых Михаил Егорович уже и вспоминать не хочет: дело прошлое – да, нервы помотали все эти истории, которых, в идеале, при нормальной системе функционирования малого и среднего бизнеса, не должно было быть, да, денег ушло «в никуда» немало. Но ведь постепенно с большинством проблем все-таки удалось разобраться!

В среде клиентов постепенно сформировалась репутация. Изделия-то не просто внешне красиво, но они и, на самую строгую поверку, тончайшего качества, необыкновенно изящны, пусть даже мельчайших заусенцев, потертостей.

А еще, о «Золотых куполах» ходит слух: вот единственное предприятие, где золото не воруют. И где продают, повторюсь, только свое – руками своих, а не заморских мастеров сделанное.

Контролируется, кстати, все это непосредственно заводской лабораторией, которая имеет государственную сертификацию, что, в принципе, в отрасли – большая редкость.

За бренд не берем!

Идем по цехам и лабораториям завода. Мой гид – сам Михаил Егорович. А вообще тут экскурсии проводят специально обученные сотрудники – такие, как Юлия Трофимова, занимающаяся в компании связями с общественностью, Ольга Полунина, курирующая фирменную торговлю, и Сергей Спирин, начальник производства.

Но Пяташов, как понимаю, знает все тут лучше любого экскурсовода – в том числе и людей знает, каждого лично. Показывает мне: вот это наш замечательный художник-дизайнер; посмотрите в альбоме, сколько самых разных эскизов делает он, и это под любой заказ, причем каждый рисунок – произведение искусства, но специальная комиссия отбирает из всей это красоты один, самый лучший вариант.

Заказы бывают и массовые, и эксклюзивные, а порой и корпоративные. Те, кто хоть раз закажет, обычно приходят сюда еще и еще, удивляясь пресловутому соотношению цена-качество.

«А мы ведь за бренд не берем, не зарываемся, – поясняет Михаил Егорович. – Хотя с теми же Турцией или Китаем – далеко не в равных условиях. У тех и оборудование, и материалы – свои. А мы все завозим, причем с накрутками, с пошлинами. Если же сопоставить наш товар с контрабандным, а он, увы, по-прежнему завозится в Россию из-за границы, то тут отечественному производителю конкурировать еще труднее. «Левые» поставщики не платят налогов, не арендуют производственных площадей – просто ставят поддельные клейма и продают свою не слишком высокого качества продукцию: на изделии может стоять 585-я проба, а реально это не выше 400-й. Как такое втолковать иному клиенту? Если он заявляет: китайцы нам продают условно за 80 рублей грамм изделия, а ты сделай за 70, тогда мы у тебя возьмем. Но ведь реальная себестоимость – выше этих 80. Словом, российскому производителю пока приходится тяжко».

Кто ему может помочь? Только он сам. И, конечно, покупатель. Если тот увидит, что изделие из Покрова – и качественнее, и дешевле. Но, чтобы увидеть, надо, как минимум, присмотреться.

Рассказывают такую историю: две подруги из Москвы почти каждый выходной проезжали мимо на машине – большие они, как оказалось, любительницы автотуризма в ближние российские края. Вывеску «Золотые купола» давно одна из них заприметила и все уговаривала вторую: давай остановимся, заглянем. С третьей попытки уговорила. Зайдя «на минутку» в магазин при предприятии, девушки обомлели: такая красота и так недорого! С тех пор они – постоянные покупательницы покровских изделий из драгметаллов. И с производством их, конечно же, тут познакомили.

Все-таки, скажу я вам, ничуть не умаляя профессионализм здешних обаятельных гидов, ходить по цехам с Михаилом Егоровичем – особое удовольствие. Все ему улыбаются. С каждым он перекинется парой-тройкой фраз о конкретной его производственной операции. А с каким восторгом встречают самого Пяташова (!) практиканты, просто молодые работники – он ведь непременно что-то ободряющее скажет, посоветует. Да и дело-то какое важное делает: создает в скромном районном центре рабочие места, платит людям зарплату.

Впрочем, зарплата зарплатой, но еще больше вложений требует закупка оборудования, штампов. Нынешние где только ни приобретали – в Италии, в Швейцарии, в Германии, в Японии и в других странах. Но отрасль-то развивается, и нужно неизбежно обновляться.

Есть такая мечта – приобрести станки с ЧПУ последних поколений: программируешь в такой машине изделие определенной конфигурации, нажимаешь кнопочку – сиди себе и контролируй выдачу продукции. Себестоимость будет гораздо ниже нынешней, а значит, и цена для потребителя. «Вот немного материально окрепнем – обязательно обновимся», – говорит мне Михаил Егорович, и в глазах его я читаю уверенность. Нужно пережить кризис – и инвестировать в модернизацию. Это – единственно верный путь.

Доверие как драгоценность

Стали тут с недавних пор и патентовать свои, уникальные технологии. К примеру, представьте себе изделие с двумя клеймами: золотым и серебряным. Потому что в нем 7% золота (оно сверху, но это не просто позолота, а сплав металлов, который никогда не сотрется), а остальное – серебро (оно внутри), и этом выглядит украшение, абсолютно как золотое, но стоимость его – в разы дешевле ниже, то есть многим по карману. Такой, например, часовой браслет (а его здесь делают по технологии Rolex) можно будет даже передавать по наследству – он не оботрется, потому что это не гальваника. И только сам владелец украшения будет знать, что там, внутри – серебро. А внешний вид и качество – полностью как у золотого продукта.

В России такое пока никто не делает: все ориентируются на стандарты советских времен. «Золотыми куполами» уже даже патент на эту технологию получен. Но выпускать подобные изделия пока нельзя: требуется специальное разрешение с множеством ведомственных согласований.

А цепочки? Зачем производить пустотелые, которые быстро рвутся? Можно ведь делать полнотелые, тоже с серебром внутри – и опять-таки в разы дешевле. Для рынка это был бы взрыв. Но он пока откладывается по причинам… вполне бюрократическим.

«Надо будет еще и еще раз подумать, как убедить чиновников», – комментирует Пяташов. Придумали на заводе и свои кольца, которые изменяют размер. Удобно ведь, согласитесь: такое колечко не страшно девушке купить в подарок «по секрету», в качестве сюрприза – не промахнешься. Причем для всех этих тонкостей никакого особо нового оборудования не требуется: на имеющемся делать можно, ведь есть для этого и технологии, и опытные мастера-ювелиры.

Для чего вам туристы? – спрашиваю я моего собеседника.

«Так ведь промышленный туризм – это наше будущее, – удивляется моей непонятливости Михаил Егорович. – Это и завтрашние кадры – если привозим сюда школьников. Это и новые покупатели. Помню, как сам проводил несколько лет назад первую свою экскурсию – для детей: попытался их зажечь, заинтересовать производством. И глаза у ребят загорелись! Тогда и появилась идея развивать промышленный туризм – передавать посетителям свои эмоции, показывать красоту. Причем красоту не только результата, готового изделия, но и процесса его изготовления».

Заводская экскурсионная программа – одновременно, и обучающая, и своего рода шоу. Людей, проходящих из цеха в цех, она просто захватывает. Неважно, кто это будет: и дети, научные работники, космонавты (а бывали тут и космонавты). А еще гостю на заводе предложат бесплатно обновить его украшение: колечко, браслет, цепочку. Почистят-моют прямо у него на глазах, отполируют и выдают – сверкающее, как новенькое. Восторг у людей – неописуемый!

Основной поток туристов – от местных, владимирских турфирм. Или через другие покровские предприятия. Приходят, например, автобусы из Москвы на местную шоколадную фабрику, а там сопровождающему от турфирмы подскажут: покажите людям и «Золотые купола», это ведь неподалеку. Ну, и наоборот: ювелиры соседей рекомендуют. В субботу на заводе рабочий день, а если на воскресенье планируется группа гостей, то специально для нее откроют несколько основных цехов и даже специалистов на рабочие места вызовут – чтобы люди получили полное представление о производственном процессе. Это я к вопросу о туризме выходного дня.

Конечно, сами по себе экскурсии серьезных доходов предприятию не дают – даже с учетом покупок в местном магазине. Это не столько бизнес, сколько пиар – то есть связи с общественностью, в первую очередь, с потенциальным потребителем. Информация, доверие: здесь вам не продадут контрафакт, которого на рынке пока еще предостаточно.

Согласитесь, именно доверие – пока еще главный дефицит отечественного рынка. Ювелирного и не только.

Константин Исааков

(Покров Владимирской области – Москва)

Фото автора и завода «Золотые купола»

Перейти на главную