Все рубрики

Фото: Константин Исааков

25.09.2017 | 17:16

Туристический рынок: от количества к качеству

Москва, 25 сентября - Вести.Туризм

Летний сезон 2017 гола был непростым на рынке внутреннего туризма. На его динамику негативно повлияли рост цен на размещение по сравнению с 2016 годом, затянувшая холодная погода, дороговизна авиа- и железнодорожных перевозок, а также сильная конкуренция со стороны вновь вернувшихся на российский рынок турецких курортов. Выездной турпоток в этом году, наоборот, показал рост. Эти тенденции отметили участники круглого стола на тему «Туристическое лето 2017. Проблемы и успехи. Результаты и перспективы. Подъем или падение?», прошедшего в рамках международного туристического форума «Отдых» в Экспоцентре.

Участники дискуссии отметили также, что на туристическом рынке меняется структура спроса и потребительские предпочтения, обсудили перспективы туристического сезона 2018 года.

Игорь Фомин, член Совета Федерации, председатель экспертного совета по туризму при Комитете СФ по социальной политике, констатировал, что в 2017 году выездной турпоток вырос примерно на 25% по сравнению с 2016 годом, когда выезд туристов из России резко упал. Причиной тому – закрытие, а затем возвращение турецкого направления. Пока была закрыта Турция, на российский рынок вышли другие конкурирующие направления, такие как, например, Вьетнам. Они продолжают наращивать турпотоки, забирая туристов, в том числе, с внутренних направлений. 2016 год на рынке внутреннего туризма прошел с большим плюсом. Турпоток увеличился с 40 до 43 миллионов. В 2017 году этот показатель не вырастет, но стабилизируется.

Следующий год будет более опасным по прогнозируемым результатам. Если государство не организует системную поддержку туристической отрасли, через два года мы опять начнем вывозить из страны капитал. Ведь в 2013-2014 годах россияне вывозили на $50 миллиардов больше, чем ввозили в РФ иностранные туристы.

Сергей Шпилько, президент Российского Союза туриндустрии, комментирует: «В 2017 году на выездном рынке сработал фактор отложенного спроса. Но такая головокружительная динамика вряд ли сохранится. Ведь все зависит от доходов населения, а они растут медленно».

На внутреннем рынке в нынешнем году ситуация хуже, чем в прошлом. 2016-й был рекордным. А сейчас мы получили урок об относительной конкурентоспособности рынка. Въездной рынок показал хорошие результаты в летнем сезоне 2017 года. В 2016 году было сильное падение въездного потока. Оно началось со сбитого истребителя в Турции в ноябре 2015 года. Туристы из развитых стран отвернулись от России. В Москве падение иностранного турпотока достигло 25%.

«Но произошел поворот в сторону развивающихся рынков: Китая, Ирана, Индии, Алжира, - уточняет Сергей Шпилько. - Ведь для них освободился номерной фонд. В развивающихся странах активно формируется средний класс, востребованы групповые туры. Это бездонные рынки. Произошла либерализация визового режима с Японией и Южной Кореей, что тоже положительно сказалось на турпотоке. Сейчас активно идет возврат въездных туристов с европейского и американского рынков. Клиенты возвращаются несмотря на санкции, имидж и другой информационный негатив. Турбизнес уже не справляется с потоком. Например, в Санкт-Петербурге не хватает номерного фонда. Операторы перенаправляют иностранцев на Золотое кольцо и в Казань».

На рынке въездного туризма формируется опасная ситуация: увеличение цен сопровождается снижением качества. Рынок покупателя превращается в рынок продавца, и продавец завышает цену. Аналогичная ситуация уже была в 2004-2007 годах. Отельеры были довольны, но Россия попала во все рейтинги негостеприимности. Сейчас нам срочно нужно повышать качество, увеличивать номерной фонд, закупать автобусы, привлекать квалифицированных гидов. Если сделать это быстро не удастся, будут проблемы.

Христофор Константиниди, министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, сообщил, что летний сезон на курортах Краснодарского края был непростой и неоднозначный. Повлияла конкуренция с Турцией на этапе раннего бронирования, а также холодный июнь. В начале лета было отставание по отношению к прошлому году, но затем поток выровнялся. Разные отели и туроператоры фиксируют разные результаты: у одних 20-30% падение, у других – 15-16% рост.

«Однако по данным оперативного мониторинга в этом году в Краснодарском крае побывало уже 13,5 миллиона туристов – это примерно столько же, что и за аналогичный период прошлого года. Замечено, что изменилась структура турпотока: увеличилось количество бюджетных туристов» - уточнил он.

Этим летом можно было за 1500-2500 рублей разместиться в Сочи с питанием. Это привлекательно для бюджетных туристов, однако авиаперелет стоимостью 25 тысяч рублей уничтожает всю выгоду.

Оксана Булах, коммерческий директор Национального туроператора АЛЕАН, так прокомментировала ситуацию на рынке: «С каждым годом наши клиенты становятся всё более требовательны к соотношению цены и качества. 2016 год для российских курортов был годом возможностей и разочарования. Многие наши туристы ехали на российские курорты впервые. Многим понравилось, но в то же время было немало негативных отзывов».

Современный турист уже не готов просто платить за море, ему необходимо еще качественное обслуживание. Рынок меняется: потребитель становится более требовательным, образованным. Оксана Булах отметила, что в 2017 году снизился турпоток в Абхазию и Крым. В целом пляжный отдых на некоторых внутренних направлениях сократился, а где-то остался на прошлогоднем уровне.

Интерес к санаторно-курортному отдыху вырос, а к экскурсионным турим сильно упал. Эксперт связывает это с тем, что экскурсионный тур – это для человека, как правило, вторая, третья или даже четвертая поездка в год. Но сейчас люди стали ездить меньше. Отели высокого уровня потеряли своих клиентов, потому что их переманила Турция. А в дешевые отели этим летом поехали туристы на своих машинах, причем так много, что даже большие пробки появились в Краснодарской крае. Причиной тому – подорожавшие авиа и железнодорожные билеты.

Дмитрий Богданов, генеральный директор санатория «Знание» (Краснодарский край), подтвердил, что отдых в санаториях пользуется стабильным спросом на внутреннем рынке. Летний сезон прошел успешно. Многие санатории уже полностью забронированы на зимний период, потому что предложили рынку хорошие цены. Дмитрий Богданов считает, что стране нужна государственная программа по профилактике здоровья в санаториях.

Алексей Мусакин, управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts, отметил, что выручка по городским отелям Санкт-Петербурга осталась на уровне прошлого года, а по загородным отелями Ленинградской области упала. Тому две причины – Турция и плохая погода. Из-за погоды было много отказов от бронирования с возвратом денег.

Отели Московской области снизили выручку на 7%. Это связано не с уменьшением количества отдыхающих (загрузка осталась на прошлогоднем уровне), а со снижением количества корпоративных клиентов, тративших на 30% больше. Интересная ситуация в загородных отелях Калужской области. Там рост составил 4-5%. Причем за счет жителей Калуги. Если раньше 90% постояльцев составляли москвичи, то теперь 35% отдыхающих – из Калуги. А московский поток упал, переориентировавшись на Турцию.

Эксперт подчеркнул, что в целом идет тенденция к снижению делового турпотока, потому что большинство деловых вопросов теперь люди решают в интернете. Спикер предупредил отельеров, что в 2018 году им не стоит рассчитывать на большие деньги от Чемпионата мира по футболу. Даже наоборот, возможен провал. Но нужно использовать это мероприятие для продвижения своих городов, создания позитивного имиджа. Ведь благодаря подготовке к ЧМ появилась современная инфраструктура, растет количество хороших отзывов. Все это поспособствует приросту турпотока примерно через два года после события.

Все участники дискуссии пришли к выводу, что самый больной вопрос внутреннего туризма – это транспорт. В отрасли необходимо госрегулирование. Операторам, работающем на выездных направлениях, не стоит поддаваться эйфории и наращивать объемы, ведь рынок ограничен доходами граждан, которые почти не растут. А тем, кто сосредоточен на работе с иностранными туризмами, стоит не только наращивать объемы, но и уделять большое внимание контролю качества.

Ольга Чижкова

Перейти на главную