Все рубрики

Фото: Константин Исааков

11.08.2017 | 00:00

Habaneras y Polifonia: поющие люди, поющие камни

Москва, 11 августа - Вести.Туризм

Тост, который изменил город

Есть два мнения (когда-то это называлось спором между «физиками» и «лириками»): мир меняют технологии и мир меняет творчество. Справедливы, наверное, оба. В том, что искусство способно изменить мир и даже мир внешний, я в который раз утвердился в испанской Торревьехе, на недавнем Международном хоровом конкурсе Habaneras y Polifonia.

Судьба Торревьехи мне чем-то напомнила историю нашего приволжского города Тольятти. Там тоже все изменила музыка. Хотя, конечно, тольяттинскому Фестивалю музыки и искусств «Тремоло», проходившему в этом году в 10-й раз, еще далеко по «стажу» до 63-го конкурса Habaneras y Polifonia. Да и самому Тольятти далековато, прямо скажем, до Торревьехи. Но и тут, и там классические в общем-то фестивали проходят с завидной регулярностью, привлекая мировых звезд и толпы зрителей. И хоть и по-разному (я бы сказал, с разной интенсивностью), но, несомненно, вдыхают жизнь в города, где они проводятся.

В 50-е годы прошлого столетия Торревьеха была небольшим, ни чем не примечательным курортным поселком – таких в Валенсийском Соообществе да и в целом по Испании множество. И вот, по рассказам старожилов, как-то летним вечером, за бокалом прекрасного красного сухого местного, здешние не особо «крутые», но все же бизнесмены заговорили о том, что хорошо бы провинциальное однообразие разбавить чем-нибудь праздничным, веселым. Глядишь, и народ из других регионов почаще в гости заглядывать будет. Но тут прозвучал очередной тост, и под звон бокалов застолье привычно затянуло хабанеру. А когда песня закончилась, самый старший из собравшихся не без гордости заключил: «Хорошо поем!» Кто-то робко добавил: «А может, вызовем на соревнование соседей – кто кого перепоет?».

Понадобился еще целый год, что эта оброненная между двумя винными глотками фраза превратилась в реальность. Да в какую! 7 августа 1955 года прошел первый местный конкурс на лучшее исполнение хабанеры. Именно из него и родился один из самых авторитетных сегодня не только в Испании, но и в целом в мире Международный конкурс хоров Habaneras e Polifonia.

В этом году он проходил во второй половине июня в Торревьехе уже в 63-й раз! И привлек блестящие хоровые коллективы не только из Испании, но и России, Украины, Сербии, Польши, Латвии, Аргентины, Филиппин, Индонезии (ранее на конкурсы приезжали и еще и профессиональные хоры из США, Кубы, Венесуэлы, Германии). С 1994 года проводится тут и «младший» конкурс «Хабанера для детей и молодежи», которому также с недавних пор присвоен международный статус. Программы поддержаны правительством Валенсийского Сообщества, а в курортном городке открыта муниципальная Школа хорового пения.

Изменил ли за эти 63 года конкурс саму Торревьеху? Да безусловно! Конечно, это по-прежнему курорт, и главное, что к нему притягивает туристов – это пляжи. Хотя есть тут и где погулять, что посмотреть, но об этом чуть позже. Курорт большой и с развитой инфраструктурой, здешняя недвижимость активно продается на мировом рынке (к слову, она очень популярна у россиян: русскую речь тут можно услышать очень часто). Строения красивые, современные, стильные. Есть и отели. Словом, все для вас, дорогие гости!

А в дни конкурсов – основного и молодежного – гости сюда стекаются отовсюду и во множестве. Я прикинул «на глаз» аудиторию в зале в один из конкурсных дней: местных жителей ну не больше половины.

И ведь начиналось-то все с застольной песни. Но пора уже поговорить и о самой музыке.

Хором – вовсе не значит одинаково

Мой собеседник – Ольга Бурова, художественный руководитель и дирижер московского Камерного хора «Озарение», который буквально очаровал всех зрителей в первый день конкурса – экспрессией, полнотой чувств и профессионализмом.

Музыкальный педагог, Ольга создала в 1995 году этот хор, и он с тех пор не раз становился лауреатом международных конкурсов. В его составе, наряду с опытными профессионалами, студенты и выпускники музыкальных вузов России.

«У нас есть люди, которые поют уже 18 лет, правда, и начинали они в довольно юном возрасте, а потому в целом коллектив молодой, – улыбается Ольга, поглядывая на окруживших нас девочек. – Сейчас в стране довольно много отличных высокопрофессиональных, академических хоров, есть и замечательные детские коллективы, а вот в «среднем звене» конкуренция сейчас, увы, невелика. Мы с самого начала стремились к качественному – как классическому, так и модернистскому, но при этом понятному публике – репертуару. Как минимум, дважды в году выезжаем за рубеж – в Италию, Германию, Венгрию, например: знакомиться с новыми трендами, набираться опыта, чередуя выступления в конкурсах с участием в мастер-классах. Вот и сейчас, с этого испанского конкурса полетим на Всемирный Хоровой симпозиум в Барселону. Будем там слушать коллег, сами петь. Ищем новые краски, новые звуковые приемы».

От ренессансной к модернистской музыке – таковы пути-дороги творческого поиска «Озарения». Накануне коллективу было особенно интересно, делится Ольга, представить местной публике свою трактовку жанра Habanera: он ведь в России почти не используется. И зал исполнение всех трех «российских» хабанер принял на ура. В разделе же полифонии решили показать испанцам произведение интереснейших современных композиторов – литовского Витаутаса Мишкиниса и российского Валерия Калистратова. «Валерий пишет в хорошей «русской манере», но у него совершенно не избитые интонации, – отдельно остановилась на музыке нашего соотечественника Ольга Бурова, – его музыка (дай Бог ему здоровья на долгие годы!) – живая: она как бы парит в воздушном пространстве. Это и философия и даже литература в музыке – о борьбе Добра и Зла. Неслучайно она сопряжена с движением, с некоей пластической драмой, в которой участвует весь хор».

Мы расстались с «Озарением» – коллектив поспешил на плановый концерт в другой город. «Жаль, что нам не удастся послушать сегодняшнюю программу, – посетовала Ольга, – она вообще-то обещает быть интересной: будут выступать украинцы, сербы и филиппинцы».

А я отправился на площадку на берегу местной марины – здесь, собственно, и проходил конкурс. Программа этого дня и впрямь оказалась яркой. Три хора-участника – три разных стиля, три образа.

Муниципальному хору из Кировограда (Украина), по жребию, выпало выступать первым. И это было очень красивое, с прекрасными голосами, вполне традиционное хоровое исполнение.

Совсем иным показался мне Камерный хор из сербского Нови-Сада. Сербская музыка, озорная на грани хулиганства, широко известна в мире – как минимум, благодаря фильмам Эмира Кустурицы. И в Торревьехе девушки из Сербии обаятельно озорничали, парни же демонстрировали забавное сочетание славянской удали, страстей и… пацанской дурашливости.

Но сюрпризом из сюрпризов лично для меня стал именно филиппинский хор Palawan State University Singers: и в классических хабанерах, и в народной полифонии у филиппинцев звучала – в голосовом исполнении! – сама природа. И это была природа такой далекой от нас и такой загадочной Океании: от шума волн до гвалта лягушек в камышах.

Вот такое хоровое пение. К слову, по итогам Habaneras y Polifonia 2017 высшими наградами жюри отметило другой приехавший в этом году в Торревьеху филиппинский коллектив – Kammerchor Manila. Еще два первых приза – у рижского Молодежного Камерного хора и у индонезийцев – Вока Erudita Student Choir of Sebelas Maret University.

… Хоровые программы проходили поздними вечерами, ну а днем у меня была возможность погулять в окрестностях и съездить в города по-соседству.

Морская душа Торревьехи

Конечно же, самое примечательное для нас, россиян, в Торревьехе – это солнце (300 дней в году), воздух (влажный, но чистый) и вода (теплая практически круглый год). Главный здесь муниципальный пляж Плайя-де-ля-Мата тянется на два километра вдоль набережной.

Купальщиков всегда много, и мы в этом убедились, курсируя параллельно желтому пляжному песочку на симпатичном туристическом поезде, который стартует от башни Торре-дель-Моро и довозит путешественников до самого центра города с его торговыми рядами, ресторанчиками и с самой симпатичной, на мой взгляд, достопримечательностью, о которой, однако, позже.

Завершая пляжную тему, упомяну о том, что Плайя-де-ла-Мата уже не первый год отмечается «Голубым флагом» – за безопасность и экологичность.

Здесь, неподалеку, начинается и очень красивый природный парк, образуемый двумя живописными (особенно если обозревать их сверху) лагунами – Торревьеха и Ла Мата. В парке можно пообщаться (они и вправду не пугливы, подпускают близко) с розовыми фламинго, которые, как мне когда-то объяснили, имеют именно такой удивительный окрас, потому что питаются розовыми рачками из водоемов: ну да, не зря же местные жители именуют одну из этих двух лагун розовым озером (а вторую - озером голубым).

Думаю, эти фламинго – прекрасный пример для туристов: расслабьтесь, питайтесь натуральной пищей, впитывайте в себя брызги волн и лучи солнца – и будете такими же красивыми! Вот только жаль, не поют розовые фламинго. А то бы чудесный символ Торревьехи получился.

Из здешних строений интересна, пожалуй, упомянутая уже башня Торре-дель-Моро на мысе Червера. Ее установили тут в XIV века мавританские завоеватели – чтобы оборонять территорию с моря. Впрочем, на самом деле, не совсем ее, а, скорее, «проматерь» той башни, что стоит сейчас: за эти столетия она неоднократно разрушалась, и нынешняя – лишь современная копия.

Но подняться на башню стоит: отсюда красиво просматриваются провинция Мурсия и остров Табарка.

Есть в городе и две запоминающихся, каждая по-своему, церкви: историческая и современная. Первая, что на Пласа-де-ла-Конститусьон, впрочем, скорее, стилизована, восстановлена: поставленная тут в 1789 года, она была разрешена землетрясением 1929 года и через десять лет воссоздана как образец неоклассицизма.

Вторая, неподалеку, появилась тут в наши, недавние времена.

Но мы, напомню, уже в центре, выбираем, чем развлечься. Можно прокатиться на теплоходе по бухте, и это вас наверняка вдохновит на маринистические фотографии.

Можно прогуляться по симпатичной набережной Хуана Апарисио и вдоль торговых рядов неподалеку, накупив тут всякой всячины – будет что раздавать коллегам и родне по возвращении.

Можно заглянуть на рынок - хамон, сыры и проч. (сами разберетесь).

Рекомендую: отведите хотя бы полчасика на здешний Музей Моря и Соли – такого вы не увидите больше нигде. Тут и старинные фото, и коллекции рыболовных снастей, и оборудование для выпаривания соли, и макеты парусников, шлюпок.

С подобной рода «специальной» экспозицией перекликается и тема Подводного музея Торревьехи: он расположился в настоящей субмарине «Дельфин» S61. Это, кстати, самый первый испанский плавучий музей, который уже посетило около полутора миллионов туристов. Он открыт был в 2004 году, а впоследствии музеями в здешнем порту сделали еще и парусник «Паскуаль Флорес», а такжеи патрульный корабль «Альбатрос III». Вот такая у Торревьехи широкая морская душа.

Но самым непременным образом я бы посоветовал каждому туристу заглянуть в здешнее Казино. Оно, на мой вкус, и есть обещанная самая любопытная достопримечательность Торревьехи.

Нет-нет, не пугайтесь и не шарьте по карманам: я не заманиваю вас в логово азартных игр, где вам предстоит спустить последние евро, припасенные на бутылочку ледяного пива или на бокал местного красного сухого. Да, в уютнейших интерьерах Казино Торревьехи, старинные (XIX века) стены которого украшены барельефами и увешаны портретами дам в кринолинах и господ в строгих камзолах, тоже, конечно, играют. На столиках я заметил разложенные в ожидании посетителей комплекты карт и домино, каких-то иных, незнакомых мне игр.

Но играют вовсе не на деньги. А просто так. За столиками Казино я имел возможность наблюдать почти тех же преклонных лет господ, что и на картинах, разве что одетых в соответствии с эпохой и с жарой – в джинсы и в футболки.

Бывает тут и молодежь – вот, вижу, выставка современной живописи развешана рядом с экспозицией, посвященной истории самого здания.

Словом, это местный клуб, куда приходят пообщаться в окружении расслабляющей красоты интерьера, легко выпить-перекусить и, да, сыграть в какую-нибудь игру: в курортном городке время, как известно, тянется медленно.

Мастер Иван извлекает музыку из камня

В один из дней, когда до очередного вечернего конкурсного концерта будет достаточно времени,обязательно встаньте пораньше – и поезжайте в Новельду. Пораньше – не потому, что дорога от Торревьехи будет длинной: она займет меньше часу. А потому, что уезжать из Новельды вам очень не захочется.

С именем великого и прекрасного Антонио Гауди мы привыкли связывать Барселону, Каталонию. Но в Новельде жил и творил ученик архитектурного маэстро Хосе Сала Сала. По его проекту, в котором будто оживает душа Учителя, построена тут церковь Санта Мария Магдалена.

Работы велись почти 30 лет и были завершены в 1946 году. А вот создание другого потрясающего, совершенно необыкновенного объекта, что расположен внутри храма, пока не закончено. Но, тем не менее, он существует и даже поет! Это орган, но не из тех, к которым мы привыкли, когда основной материал – дерево. Мастер из Новельды Иван Ларреа придумал и изготавливает органы из мрамора.

Вы усомнились: мрамор – музыкальный материал? Еще какой! Звучит волшебно! При том, что пока смонтировано чуть более 50 трубок из 700. Работа долгая, кропотливая, материал хрупкий. Так что пожелаем испанскому мастеру Ивану ее успешного (при поддержке местных властей и церковного прихода) завершения.

Недалеко от святилища, на том же холме la Mola находится замок Castillo de la Mola. Внешне выглядит впечатляюще, хотя внутрь пока нам не зайти: реставрируется. С тех пор, как в XII веке был возведен маврами, замок разрушался несколько раз.

Жарковато стало на холме? Надо бы наведаться в местную бодегу Heretat de Cesilia: выпить тут прохладного вина, а то и пообедать. Вино в бодеге испытано временем: существует Heretat de Cesilia с начала XVIII века. Производство вина тут с тех пор ни на один год не прекращалось. Работает Музей вин, магазин, центр дегустации.

После обеда под качественное вино приятно просто прогуляться по центру Новельды: полюбоваться баррочными Рутушей и церковью святого Петра с кованой ажурной колокольней, фасадом Дома в стиле модерн, внутри которого, кстати, находится Музей модернизма, созданный местной сподвижницей архитектуры Антонией Наварро Мира.

Вообще Новельда – город музеев и художественных выставок. Наверняка застанете какую-нибудь новую интересную экспозицию в Культурном центре Gomes Tortosa. Кстати, и этот центр – творение доньи Антонии Наварро Мира, позже выкупленный муниципалитетом.

Ну, а музей Marmol Spain – чисто исторический, в нем хранятся редкие документы, фотоснимки. И все это надо успеть увидеть, не опоздав на вечерний концерт! А вы спрашиваете, почему надо встать пораньше.

Эльче, пальмовый рай

От Торревьехи всего 37 километров до Эльче. Здесь оставили свои следы греки, римляне, карфагеняне, византийцы, мавры.

Но не это главное. Город феноменально зеленый! И именно в этом своем качестве, в частности, включен в историческое и культурное наследие ЮНЕСКО – как город пальм.

Этих могучих и стройных деревьев тут видимо-невидимо: говорят, чуть ли не 300 тысяч штук! А жителей - меньше 250 тысяч. То бишь, пальм в городе больше, чем людей. Понятное дело, весь в пальмах, стройных и изогнутых, кустистых и тонкоруких, уютнейший городской парк, по аллеям которого прячутся от зноя молодые мамаши с колясками и влюбленные парочки.

Уникальная пальмовая коллекция и в Huerto del Cura – местном Ботаническом саду, где за последние два века сложилась любопытная традиция – «удочерять» пальмы.

Ее начало положила знаменитая императрица Елизавета Австрийская – красавица, вошедшая в историю под нежным именем Сисси, которую когда-то настолько восхитило «соцветие» из нескольких деревьев Huerto del Cura, что она благосклонно даровала ему свое имя.

Вдохновленные ее примером, так же стали поступать и местные вельможи – губернаторы, военачальники, артисты. Так что с тех пор сей пальмовый сад – сплошь именной.

Еще один объект ЮНЕСКО в городе – так называемая «Дама из Эльче». В конце XIX века этот уникальный памятник древне-иберийского искусства случайно раскопали археологи. По форме, это каменный бюст женщины в сложном головном уборе и с замысловатой прической. Отверстие на уровне затылке позволило исследователям сделать вывод, что скульптура использовалась в качестве погребальной урны.

Некоторые ученые в ней увидели даже финикийскую богиню Астарту. И быстренько увезли в Лувр. Только в 1941 году французское правительство вернуло экспонат в Испанию, и теперь он хранится в Мадриде, в Национальном археологическом музей.

Но дубликатами «Дамы из Эльче» – причем в самом разном исполнении – можно сказать, уставлен весь город: по сути, это сегодня самый узнаваемый городской бренд.

Хотя очень красива и Базилика святой Марии. Здесь каждый год 14-15 августа (еще можете успеть!) происходит яркая и многоперсонажная мистерия – El Misteri d’Elx, в ходе которой собравшиеся, включая множество туристов, наблюдают Вознесение святой Девы Марии.

Этот праздник также включен в наследие ЮНЕСКО. Загляните и во Дворец Альтамира, замок, построенный в XII-XIII веках при халифах династии Альмохадов – сейчас здесь разместился городской Музей археологии и истории с внушительной коллекцией античности. …

Впрочем, вечереет, и пора в Торревьеху – сменить визуальные впечатления на аудиальные. Красота – она ведь нужна человеку во всех ее проявлениях.

Ну, а искусство, которого так много на этих валенсийских берегах, – это, как известно, концентрат красоты. В каждой стране, в каждом регионе он свой, со своим, особым «привкусом». Здешний пришелся мне по душе.

Константин Исааков

Фото автора

Перейти на главную