Все рубрики

Фото: Анастасия Смирнова, Кристина Трофимова

17.02.2017 | 16:40

Туризм как инвестиция в будущее России

Москва, 17 февраля - Вести.Туризм, Анастасия Смирнова, Кристина Трофимова

В московской гостинице InterContinental Moscow Tverskaya состоялась конференция, организованная редакцией ежедневной деловой газеты «Ведомости». Ее модератором выступил заместитель главного редактора издания Александр Губский.

Конференция была разделена на три сессии, обсудившие три актуальные темы: «Потенциалы и перспективы развития туристического сектора РФ. Как повысить конкурентоспособность отечественного туристского рынка?»; «Гостиничный бизнес в России: точки развития и главные направления улучшающихся изменений» и «Развитие новых туристических территорий. Как создать конкурентоспособный бизнес в современных условиях?»

В первой, ключевой скессии спикеры Алла Манилова, заместитель министра культуры, Олег Сафонов, глава Ростуризма, констатировали тенденции к улучшению ситуации на рынке въездного туризма в Россию.

«Официальная статистика Росстата за 2016 год будет позже. Но уже за 9 месяцев прошлого года рост турпотока, например, китайских туристов, по данным Росстата, составил 15% к тому же прошлогоднему периоду. А по итогам года рассчитываем на плюс 20-25% по этому показателю. Важный тренд – расширение сезона: прежде основной поток туристов был сконцентрирован в высокий сезон, но сейчас те же китайские гости «рассредоточились» по году. Если мы говорим об организованных группах китайских туристов, то есть о безвизовом въезде, то тогда процент роста будет еще выше. Лидер безвизовых обменов на китайском направлении «Мир без границ» говорит о 40% роста организованного китайского туризма. Сейчас Китай занимает первую строчку по въездному потоку в РФ, опережая Германию. Германия пока стагнирует, но это снижение не критично. Мы понимаем, что надо делать. Китайский рынок чрезвычайно важен для России, он генерирует огромное количество путевок – 70 миллионов. России из него достается полпроцента, это плохо. Но мы понимаем, что за этим рынком будущее», – отметила Алла Манилова.

Италия, Франция и Испания, подчеркнула она, также показывают уверенный рост туристического потока в РФ: «По Италии планируем иметь годовой рост примерно в 5%, по Франции – в 10%, а по Испании – в 15% . Это наши экспертные оценки, основанные на данных о проданных путевках от туроператоров и на данных Росстата».

По словам заместителя министра культуры, «деловой поток очень серьезно уменьшился по понятным причинам. Прирост числа туристов, которые приехали с культурно-познавательными целями, на самом деле, выше, он компенсирует падение делового потока. Эти «дополнительные» туристы замещают те места в отелях, которые раньше занимали бизнес-туристы».

Помимо европейских стран, показавших прирост, Алла Манилова упомянула Израиль, Южную Корею, Иран, Индию, а также страны Юго-Восточной Азии: и они показывают рост въездного турпотока.

«У нас очень хорошая динамика с Израилем: – по итогам года мы ожидаем прирост на уровне 15%. Продолжается рост потока из Южной Кореей, начавшийся в конце 2013 года, когда мы совместно с министерством иностранных дел сняли визовые барьеры. В минувшем году это 19% прироста турпотока. Иран «растет» стремительно. В прошлом году он вышел на первую строчку среди всех стран по темпам роста въездного туризма в Россию. В этом году Росстат дает по 9 месяцам плюс 72% туристов из Ирана, которые в основном посещают Москву и Санкт-Петербург. Индия – плюс 18%, и это главным образом также турпоток в столицы. Показатель мог бы быть выше, но гости из Индии ориентируются обычно на бюджетные условия, о которых сложно говорить в Москве и Петербурге».

Статистику по внутреннему туризму Алла Манилова определила как оценочную. Это объясняется тем, что при путешествии по стране нет границ, многие передвигаются на автомобилях и далеко не все регистрируются в отелях. Поэтому сейчас идет активная работа по совершенствованию стат-учета, первые итоги которой Министерство культуры и Росстат планируют озвучить в декабре 2017 года. В целом, ситуация с внутренним туризмом оценивается как обнадеживающая и благоприятная. Были отмечены наиболее посещаемые регионы - Тульская область, Республика Татарстан, Республика Алтай. Безусловными лидерами остаются Москва и Петербург.

Подводя итог, Алла Манилова подчеркнула: «Сегодняшние успехи - это, в первую очередь, результат работы по продвижению России как страны благоприятной для туризма и как отдельных российских регионов, так и российского турпродукта в целом».

Олег Сафонов продолжил разговор о дефиците объективных статистических данных и привел ряд факторов, способствующих развитию туризма в России. Среди них, активизация развития инфраструктуры в регионах; включение Крыма в состав РФ; осознание руководством регионов значимости туристической отрасли; существование целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма.

Глава Ростуризма подчеркнул, что внутренний туризм имеет пределы развития, связанные с численностью, структурой населения и, конечно, с доходами граждан. Именно поэтому необходимо обратить особое внимание на выездной туризм. В связи с этим, нельзя останавливаться в совершенствовании инфраструктуры и упрощении визового режима, для того, чтобы иностранный турист для посещения выбрал именно нашу страну.

Олег Сафонов пообещал, что уже в этом полугодии у России появится свой туристический бренд.
В развернувшейся дискуссии обсуждались и факторы, сдерживающие развитие отрасли. Так, Юрий Захаров, руководитель Управления по внешним связям, туризму и курортному делу Алтайского края, поднял проблему транспортной доступности регионов: зачастую затраты на перелет равны стоимости отдыха, а также отметил необходимость совершенствования инженерной инфраструктуры.

Константин Горяинов, заместитель руководителя Департамента спорта и туризма города Москвы, говорил о столичном событийном туризме. Он обратил внимание собравшихся на то, что к предстоящим Кубку Конфедераций 2017 и к Чемпионату мира по футболу 2018 необходимо отнестись не только с точки зрения спортивных мероприятий, но и со стороны возможности привлечения потенциальных туристов. В ходе первой сессии конференции поднималась и проблема нехватки единого информационного ресурса, содержащего в себе информацию о всех населенных пунктах, достопримечательностях, способах передвижения и, плюс ко всему, включал возможность бронирования. Те электронные путеводители, которые имеются на данный момент – Russia Travel и Visit Russia – не пользуются популярностью.

Леонид Мармер, генеральный директор компании «Интурист», предложил убрать разрозненность в представлении России на выставках (как правило, стенды городов и ряда регионов стоят отдельно друг от друга), сочетать экскурсии в столичных городах с региональными маршрутами и добавить новые авиамаршруты между Россией и другими странами.

Александр Осауленко, директор Ассоциации «Турпомощь», отметил, что рост мошеннической деятельности в отрасли идет в геометрической прогрессии. В связи с этим растет и спрос на страхование, особенно в выездном туризме, - об этом сообщил Андрей Рыжаков, заместитель генерального директора «Альфа-страхование».

Во второй сессии, посвященной гостиничному бизнесу, спикерами выступили Алексис Деларофф, поделившийся опытом развития сети стандартизированных отелей категории «эконом» в российских регионах на примере бренда Ibis; Мария Знова говорила о сезонности в гостиничном бизнесе и минимизации рисков; Владимир Ильичев рассказал о международных стандартах, рентабельности и о необходимости нахождения баланса между инвестициями и доходностью; Микаэль Бадалянна собственном примере рассказал о создании успешного круглогодичного курорта в Крыму.

Темой управляющего сетью хостелов IDHostel Дмитрия Селькова стало развитие рынка малых средств размещения и его влияние на развитие туризма в России. Левон Шахназаров, директор Торгового дома «Еврономер», сообщил о зависимости правильных результатов от правильного оснащения. Все спикеры сошлись в одном – впечатления туриста о регионе и стране начинаются с места его остановки: насколько комфортно ему там находиться и отдыхать.

Третью сессию модератор конференции Александр Губский назвал самой позитивной, поскольку в данном разделе спикеры говорили об успехах, которых удалось добиться в развитии новых туристический территорий, а также о перспективах своих направлений.

Ольга Яковина, рассказывая о журнале National Geographic Traveler, главным редактором которого она является, отметила, что сотрудники, путешествуя по стране, сталкиваются с остро стоящей транспортной проблемой – многие места труднодоступны. Ольга также посетовала на отсутствие единого информационного источника в России, подчеркнув, что для поиска необходимой информации по тому или иному объекту необходимо «перекапывать» огромное количество разных сайтов, а это очень неудобно, поэтому клиент, скорее всего, не будет этим заниматься в целях экономии времени.

Еще одним гостем конференции стал Руслан Байрамов, руководитель культурно-образовательного центра «Этномир», который рассказал как об итогах уже проделанной работы, так и о планах и перспективах развития центра на несколько лет вперед. Он выразил надежду на установление межрегиональных связей посредством представления каждого региона в парке «Этномир».

Ольга Филипенкова, директор по маркетингу и продажам горного курорта «Роза Хутор» сообщила о том, чем живет зимний курорт летом и в межсезонье и о способах привлечения туристов в это время, анонсировав готовую программу «Горы развлечений», которая, надо сказать, уже пользуется большой популярностью среди туристов.

Михаил Сафонов, основатель и генеральный директор дайв-центра «Полярный круг», проинформировал о необычном туристическом клубе, расположенном на севере России. Клуб признан лучшим в своей сфере, так как, по сути, является уникальным, сочетая в себе зимний дайвинг подо льдами Белого моря и летнюю программу, позволяющую осуществлять погружения в ту же воду, но уже в теплые месяцы. Помимо этого, Михаил рассказал о функционировании на территории центра детского летнего лагеря, в котором даже трудятся педагоги из Штатов.

Ну, а Вадим Мамонтов, основатель RussiaDiscovery, предствил планы компании, организующей туры в труднодоступные, но завораживающие уголки России.

Перейти на главную