Все рубрики

Фото: Константин Исааков

25.11.2016 | 10:48

Поле деятельности для молодых российских специалистов в области туризма поистине необозримо

Москва, 25 ноября - Вести.Туризм, Константин Исааков

Вчера в Финансовом университете при правительстве РФ прошел круглый стол на тему «Тренды внутреннего туризма и малые города». Его открыла декан факультета международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса Ольга Пирогова. Она подчеркнула, что в наши дни в развитых странах планеты около 10% валового национального продукта приходится на туризм, а в России это пока только 1%. Сегодня власти страны повернулись в сторону развития внутреннего туризма, доля которого в мире в общем объеме турпотоков - примерно три четверти, и нам следует ориентироваться именно на этот уровень.

Да и въездной туризм не может существовать без внутреннего, без развитой инфраструктуры территорий. Первоочередными задачами сегодня для стимулирования внутреннего турпотока должны стать субсидирование дальних перевозок и перелетов по стране, поддержка наметившихся сейчас трендов развития детского и социального туризма. На один рубль, который вкладывает государства, необходимо привлекать три рубля инвестиций, в том числе и иностранных: в российскую инфраструктуру готовы вкладываться, например, а это сейчас для нашей страны турпоток номер один. На фоне этих перспектив ощутима нехватка отечественных кадров в сфере туризма, которая ныне составляет, по экспертным оценкам, примерно 50 тысяч человек, а потому поле деятельности для будущих выпускников факультета необозримо.

С основным докладом выступил заместитель декана факультета международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса Юрий Щегольков. Он подчеркнул, что одна из основных проблем отрасли - продвижение, информация об уже имеющихся интереснейших маршрутах, турпродуктах. И это касается не только чисто потребительской информации. Не хватает достоверной статистики, а потому не очень понятно, что именно происходит сейчас в нашей сфере: по сути, нет первичных источников информации. Никто точно не знает, сколько где и кто путешествует.

В том же Крыму никому точно не известно, сколько людей сюда приезжает. В результате, мы получаем еще и некорректные прогнозы: по оценке Минкультуры, внутренний турпоток в России вроде бы может составить около 50 миллионов человек, но эти цифры далеки от отечественных реалий, поскольку ориентированы на количество поездок, а не на число людей: один турист может переезжать с места на место в ходе своего путешествия несколько раз.

Ну, а собственно на продвижение России как туристической дестинации мы пока тратим несопоставимо малые деньги даже в сравнению с маленькой Турцией. Не всегда эффективно осваиваются и выделяемые государством средства – в рамках Федеральной программы развития внутреннего и въездного туризма, других программ. Например, в том же Крыму, который, по идее, должен бы стать своего рода моделью туристического развития, в прошлом году при смете 810 миллионов рублей освоен на туризм только 21 миллион.

В целом в России пока не создана единая система туристической информации, не сформирована и стратегия продвижения турпродукта. Существует несколько зарубежных офисов Visit.Russia, есть портал Russia.Travel, есть и инициативы отдельных компаний. Но на Russia.Travel переводов на иностранные языки нет, его суточная посещаемость - около 500 человек. Еще пример: на туристическом портале Крыма нет Севастополя. Потому что Севастополь - это отдельный регион, и на него деньги должны выделяться отдельно от крымских. Уже много лет придумывается, и без особых творческих взлетов, турбренд страны, ее туристический логотип.

Единственный реальный источник информации – это Туристско-информационные центры, но в том же Крыму ТИЦы имеются отнюдь не в Ялте или в Симферополе, а… там, где успели создать.

Факультет начинает сейчас важный проект, нацеленный на информационную поддержку туризма в одном из регионов страны. Участвовать в нем сможет каждый студент. Проект позволит охватить отельную базу, музеи, другие места показа.

В необходимости совместными усилиями создавать в стране систему туристической информации поддержал Юрия Щеголькова и Кирилл Рожков, профессор факультета менеджмента Высшей школы экономики.

Он предложил активизировать сотрудничество между факультетами двух ведущих вузов. В информационной поддержке туриста должны участвовать все службы, с которыми он связан в путешествии - от таксиста до сотрудника отеля, официанта в ресторан, гида и т. д. Каждый из них может не только обслуживать, но и информировать гостя.

О своей повседневной информационно-организаторской работе рассказал Владимир Кобзарь, директор ТИЦ города Боровска, одного из 1700 малых городов России, в которых, как известно, проживает больше 40% населения страны. Боровск - город четырнадцать века, и через него из Москвы пролегает множество туристических маршрутов. Но проблема в том, что, как правило, туристы тут находятся проездом, в рамках тура по пяти-семи городам, и попросту проскакивают мимо здешних уникальных объектов: туроператор не позаботился включить их в программу.

А это, например, очень необычный Музей боярыни Морозовой, созданный, кстати, в сотрудничестве со старообрядческой общиной. За полтора года существования ТИЦа количество туристов в Боровске увеличилось втрое. На улицах появились указатели, в социальных сетях созданы специальные страницы.

Как развивать туризм в Боровске? Какие у кого идеи? С этим вопросом Юрий Щегольков обратился к студенческой аудитории в зале, пообещав, что авторы лучших предложений поедут в составе студенческой команды стажироваться в Латвию - и сообщения в его мессенджере тут же, защелкали, защелкали… Позже, по ходу обсуждения, такие же «провокации творчества» он устраивал еще не раз.

Группа студентов Финансового университета этим летом занималась в Туапсе своего рода полевыми исследованиями: вместе с американскими студентами проводила социологические опросы и анализ, формируя некий портрет туриста, приезжающего в Туапсе, выявляла проблемы развития инфраструктуры в Туапсинском районе. Критериями соцопроса были вежливость персонала, чистота номеров и пляжей, безопасность и даже важная для многих курортников умиротворенность. Выяснилось: минусов – много. Это и отсутствие возможностей для шопинга, и неразвитость общественного транспорта, и медленный Интернет, проблемы с wi-fi. Самые довольные, лояльные гости – это, как правило, люди старшего поколения, пенсионеры, курортники со средним доходом, которые не могут себе позволить отпуск за границей, люди со средним образованием. Это еще и служащие госкомпаний из городов с населением до миллиона человек.

Самые недовольные - частные предприниматели и те, кто служит в бизнесе. Они, что называется, знают счет своим деньгам. В Туапсе хронически не хватает недорогих развлечений. Но при этом цены в ресторанах - в три раза ниже московских. К сожалению, сами курортники ищут обычно только море, пляж, горы, леса. Мало кто интересуется историческим наследием. Вокруг города немало фермерских хозяйств, но многие туристы об этом даже не догадываются, а ведь там можно организовать интересные экскурсии с дегустациями. Устаревшая инфраструктура, плохие дороги, грязные пляжи (порой на один пляж всего два мусорных контейнера), неухоженные строения (много здесь и самостроев), уйма навязчивых торговцев, остановки автобусов чуть ли не за километр от баз отдыха, низкий уровень квалификации персонала – все это, как отметили студенты в своем отчете, сильно тормозит развитие туризма в этих краях.

Что можно сделать? Для начала, скажем, создать систему в частного морского пассажирского транспорта («в параллель» с наземным). Сформировать и продвигать исторические туры, развивать школы водных видов туризма, кемпинговую зону. Не хватает явно в Туапсе и привлекательных для туристов событий, праздников, фестивалей. А вот время брендировать эту территорию, видимо, пока не прилшо. Ведь не решены базовые инфраструктурные проблемы: нет нормальных очистных сооружений, хозяева популярных двухзвездочных отелей не привыкли инвестировать прибыль в развитие сервисов, а несколько качественных пятизвездочных отелей немногим по карману.

Еще одна студентка Алина Пронина назад выступила с докладом о туристических перспективах города Великие Луки. Это второй по величине город Псковской области с населением около ста тысяч человек. Известен он, скажем, тем, что уже больше двадцати лет здесь проводятся международные соревнования воздухоплавателей. Есть и центр стрельбы из лука. Но массового туризма в эти края, увы, пока нет. А ведь можно, например, развивать железнодорожный туризм: с Рижского вокзала ежедневно уходят всего два поезда, один из которых - как раз в Великие Луки. Предварительные переговоры о этом с администрацией вокзала, кстати, уже велись.

Пока здешний турпоток – не более 17 тысяч человек год, а, скажем, в обладающем такими же возможностями Даугавпилсе - 334 тысячи. И тут и там есть крепость, старинная архитектура, современные скульптуры и памятники. Но население Великих Лук инертно, не осознало важности туризма для развития территории, и просвещение в этой сфере следует начинать с местных школ. Да и здешний бизнес не готов «засветиться» в туристических инвестициях. Недавно в местной администрации ввели должность ответственного за туризм, но девушку, которая на нее пришла, как водится, попросту завалили работой по составлению бесчисленных отчетов.

А вот Углич, в отличие от Великих Лук, - пример того, как город может сам себя, что называется «вытащить на волосы». И именно с помощью туризма. Об этом сообщила студентка Алена Пантухова. И ведь еще в 2006 году все тут было довольно уныло. Немудрено: ведь прямого транспорта из Москвы нет, добираться надо с пересадкой. Или по воде, в рамках круиза. Но город сумел сформировать себя так, что добираться-то туристу – хочется! Потому что находиться тут в гостях – и комфортно, и интересно. Есть качественная отельная база, есть и гостевые дома, частный сектор.

В городе двадцать действующих церквей, и все связаны с именем царевича Димитрия, много музеев, причем, помимо традиционных, созданы и интерактивный Музей гидроэнергетики, Музей истории русской водки, Музей рабочей лошади, Музей часов и даже Музей тюремного искусства. Вам предложат поучаствовать в занятном квесте «Музейный дозор» или в квесте по Смутному времени в старинном здании. Популярны тут с недавних пор и велотуры, фольклорные фестивали, фотопарад. А все потому, что в свое время была создана, и неформально, а нацеленная на конкретные изменения, на работу Муниципальная программа повышения привлекательности Углича для туристов. За последние десять лет количество туристов в этом городе увеличилось с 30 до 300 тысяч в год.

Студентка Ольга Калямина остановилась в своем выступлении на тенденциях развития внутреннего туризма на примере горнолыжного отдыха. С 2014 году начался, в некотором смысле перелом предпочтений любителей горных лыж в сторону внутреннего рынка, и это во многом стимулировала Сочинская Олимпиада. В наступающем сезоне также ожидается рост популярности отечественных турпакетов.

Полина Метелкина вместе с Юрием Щегольковым представили собравшимся два новых проекта вуза. Во-первых, есть идея создать, используя угличский опыт, велогонку (нечто вроде отечественной «Тур де Франс») по Золотому кольцу России. А второй проект – формирование системы индексирования привлекательности малых исторических городов.

Как и куда вкладывать в таких городах деньги? Каковы «белые пятна»? Где именно наиболее перспективны инвестиции? На эти вопросы и должна ответить система индексирования. Первый индикатор – конечно же, историческая привлекательность. Затем и другие. Количество объектов показа. Имидж города. Количество культурных мероприятий. В какие маршруты включен город. Наличие бренда (например, торжковские золотошвеи и веневская булочка - уникальные местные бренды). Активность в социальных сетях. Гостиницы и их заполняемость.

Задумок у преподавателей и студентов факультета, словом, множество. Планируется, в итоге, подготовить очень серьезную аналитическую работу - независимый университетский доклад о состоянии туризма в малых городах России. В него войдет около ста городов (каждый студент получит «свой» город - изучай, анализируй, предлагай). Надо как можно скроее ликвидировать дефицит первичной туристической информации в стране.

Перейти на главную