Все рубрики

Фото: Юрий Масляев

05.02.2016 | 00:03

Знаменитый российский барк «Крузенштерн» молод, как 90 лет назад

Москва, 5 февраля - Вести.Туризм, Константин Исааков

Точно известен день его рождения – 24 июня 1924 года. И место рождения – Германия, верфь близ Бремерхафена. Первый его владелец нарек четырехмачтовый барк «ростом» в 114,5 метра и площадью парусного оснащения 3900 квадратных метров именем «Падуя». И парусник сразу же вошел в десятку самых больших и быстрых суден этого класса на планете. Под таким именем и проплавал он до 1946 года, когда решением стран-победительниц во Второй мировой войне был переведен в «советское гражданство». И получил новое мя – в честь легендарного российского мореплавателя. До 1966 года считался военным судном, но направлялся, в основном, по морям, по волнам с научно-исследовательскими целями. А в 1966-м был передан в Росрыболовство, и с тех на «Крузенштерне», как и еще на двух судах – «Седове» и «Палладе» - проходят практику курсанты учебных заведений этого ведомства. Конечно, вряд ли кому-то из них впоследствии, во взрослой жизни, предстоит плавать именно на паруснике, но вкус моря они впервые ощущают как раз на «Крузенштерне».

Подлинный вкус моря почувствовал, плавая на нем, и Михаил Кожухов -известный путешественник, журналист и президент «Клуба путешествий Михаила Кожухова», российского туроператора, занимающегося авторскими турами в разные концы планеты. Вчера, открывая в пресс-центре ИА «Росбалт» пресс-конференцию, посвященную 90-летию легендарного барка, Михаил Кожухов был настроен романтически.

«Невероятная красота этого парусника может быть сопоставима только с красотой природы», - сообщил собравшим он. И добавил: «Находясь на его борту, невольно испытываешь гордость».

Михаилу Юрьевичу виднее – он плавал на «Крузенштерне» не раз и даже фильм «Нева» и «Надежда» о нем снял.

«Более 1,2 миллиона морских миль на счету «Крузенштерна», здесь прошли плавательную практику около 16 тысяч курсантов, - представил прессе судно-юбиляр Михаил Новиков, начальник управления мореплавания и практической подготовки Балтийской Академии, а в 2007-2015 годах – капитан этого знаменитого барка. – Он дважды совершал кругосветное плавание, побеждал много раз в международных парусных регатах, поддерживал олимпийскую сборную России на Играх в Ванкувере и в Сочи. Сегодня «Крузенштерн» - реальный символ нашей страны».

А нынешний капитан судна Михаил Еремченко подробно рассказал о том, как в минувшем году, который был ознаменован 70-летием Великой Победы, все плавания барка проходили под знаком этого исторического события. Прибывая в порты Керчи, Новороссийска, Архангельска, Мурманска (а это все города-герои, города воинской славы), а также к берегам Франции, Германии, Исландии, Польши, Испании, экипаж «Крузенштерна» демонстрировал местным жителям свою бортовую выставку, в составе экспозиции которой, в частности, копия Знамени Победы, водруженного над рейхстагом.

Сам нынешний капитан пришел сюда в 1996 году - рядовым матросом, здесь же, на борту судна, несколько лет назад сыграл свадьбу. Он с гордостью констатирует: да есть в мире парусники и «покруче», но они все – «на кнопочках», а таким реально действующим обладает лишь Россия. Кстати, и лучшие в мире капитаны парусников – выходцы из нашей страны.

«Крузенштерн», понятно, оснащен и моторами, современными средствами навигации и связи. Но все, что относится к парусам, делается тут вручную – в хорошем смысле слова, на глаз: это позволяют опыт, интуиция и навыки слаженной палубной команды.

Ежегодно первую морскую плавательную практику, согласно международным требованиям конвенционной подготовки, предъявляемым к членам экипажей морских судов, проходят 360 курсантов учебных заведений Росрыболовства. Учатся морскому делу тут и школьники из морских клубов (до 20 ребят). Осваивают на судне профессиональные навыки представители французской и польской морских школ, российских бизнес-школ и с частных яхтенных школ около 80 человек.

А с «Клубом путешествий Михаила Кожухова» уже проведены два тематических тура, в которых участвовали туристы, увлеченные морем и готовые пройти на барке обучение по специальной программе.

Судно, конечно, год от года обновляется: вместо грузовых трюмов тут теперь каюты для экипажа, камбуз, склады для пресной воды, топлива. Удлиннена средняя часть, что позволило увеличить количество кают. Но все парусное оснащение осталось неизменным – разве что паруса нынче шьют из специальной синтетической ткани. «Представьте себе, по сей день на борту есть помещение, в котором располагается мастерская, где на швейной машинке подшивают или штопают, при необходимости, парус», - замечает Михаил Кожухов.

В сентября, к юбилейным торжествам, планируется издать книгу, посвященную истории судна. Ее задача - привлечь к теме внимание специалистов, которые продолжат исследования, а в них уже сейчас участвуют немецкие и санкт-петербургские ученые.

На судне с 2007 года есть православный храм, в котором совершает службу отец Александр из Калининграда, настоятель храма Андрея Первозванного. Во время шторма, как говорят видавшие виды моряки, неверующих нет. А вообще-то «Крузенштерн» вполне способен выдержать 12-бальный шторм. Не зря же его называют «последним из выжимателей ветра».

Как-то, в водах близ Бискайского залива, шторм был и посильнее, чем в 12 баллов. 6 дней тогда экипаж его выдерживал, пока не добрался до порта укрытия. Некоторые из моряков пытались даже спать стоя в шкафу – чтобы не сморила качка. Всякие, словом, случались с барком ситуации. И мачта ломалась, и гнулся бушприт, а как-то возвращались в России из Америки с половиной мачты. 13 марта 2006 года была страшная буря на Тихом океане: во время кругосветки многие приборы вышли из строя. На вахте волна сбивала матросов с ног, а кое-кто выкладывал на стол в каюте спасательный жилет – чтобы был под рукой. Силовая установка судна в две тысячи лошадиных сил не справлялась. Но выпустили паруса, и барк успешно сделал ту работу, для которой, собственно, и предназначен. Судно настолько грамотно и надежно пстроено, что выдержало все и ни разу не подвело.

С недавних пор, поделился капитан, стажироваться на паруснике стаи и девушки, пришлось даже отвести для них отдельный кубрик. И, что интересно, налицо «побочный эффект»: юные курсанты мужского пола начали стирать, гладить – в общем, следить за собой, стали смелее залезать на мачту (не скажешь же при девочке: я боюсь!). Все они умеют теперь почистить картошку, постирать свои носки.

Ну, а «Клуб путешествий Михаила Кожухова» готовит третий тур на «Крузенштерне»: он стартует 8 мая из Гамбурга и финиширует у норвежских берегов. Редкая, по нынешним временам, доза романтики ждет его участников. У кого-то из них вообще есть шанс вернуться другим, обновленным человеком.

Как тот же Кожухов. Вот что он сам об этом говорит: «Я точно знаю: если бы у меня было несколько жизней, одну из них я бы прожил матросом легендарного парусника».


Только в феврале! С 5 по 21 авиабилеты со скидкой! >>>


Перейти на главную